Сергей Темрин » 11 сен 2019, 10:19
Как выбрать своего аудитора
Темрин Сергей
БНК, 2002 № 5
Бизнес сегодня сильно отличается от бизнеса начала 90-х годов. Прежний стиль ведения бизнеса, основанный на интуиции и азарте, сегодня неконкурентоспособен. Сейчас успешный бизнес невозможен без внедрения четких процедур организации работы на предприятии, контроля за денежным потоком, налогового планирования, продуманной кадровой политики и учета других факторов. Необходимость соблюдения правил профессионального ведения бизнеса приводит к осознанию установления постоянных контактов с аудиторами.
В соответствии со статьей 4 Закона об аудиторской деятельности аудиторы, помимо собственно аудита, могут оказывать хозяйствующим субъектам услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности и налоговых деклараций, оценке финансового положения, анализу финансово-хозяйственной деятельности, организации компьютерного учета, оценке имущества, налогообложению и управлению, а также юридические услуги по вопросам финансово-хозяйственной деятельности.
Ошибки аудиторов и консультантов, как и ошибки врачей, могут привести к летальным последствиям для бизнеса.
Как правильно выбрать своего аудитора? Как определить его профессиональный уровень? Об этом настоящая статья.
Что нужно клиенту от аудитора
Нужно признать, что сегодня в Молдове существует значительный разрыв между законодательной базой аудита (Закон об аудиторской деятельности, Национальные стандарты аудита, и Кодекс профессионального поведения аудиторов и бухгалтеров Республики Молдова) и предпринимательской практикой.
Например, не понятно, почему аудитор, оказывая услуги в области налогового консалтинга, не должен брать на себя ответственность за консультации (Комментарий к пункту 52 Кодекса профессионального поведения аудиторов и бухгалтеров). За что же тогда клиент платит деньги?!
Сегодня во всем мире меняются применяемые консультантами подходы. Сейчас консультант фактически становится менеджером проекта. Консультант не просто посторонний советчик, консультант становиться непосредственным исполнителем. Именно в этом заключаются революционные изменения в отношениях между клиентом и консультантом. Современная практика ведущих аудиторско-консалтинговых компаний, таких как PricewaterhouseCoopers, Accenture (бывший Anderson Consulting), Ernst&Young и других, показывает, что консультанты отчасти берут на себя выполнение части бизнес-процессов. А Кодекс поведения аудиторов нам приписывает не участвовать в принятии управленческих решений и не брать на себя ответственность за них (п.52). Сегодня клиент готов платить деньги не просто за совет, а за решение возникшей проблемы.
Также не понятно, почему вознаграждение аудитора за оказываемые услуги не может устанавливаться в зависимости от результата работы (пункт 55). Если аудиторская компания осуществляет проект по налоговому планированию клиента, то почему вознаграждение не может устанавливаться в зависимости от полученного эффекта от оптимизации налоговых обязательств, тем более, если это устраивает и клиента, и консультанта.
Классический аудит востребован клиентами, как правило, в силу необходимости (законодательные требования, обязательное условие получение иностранного кредита и т.д.).
В большинстве случаев аудитор нужен в качестве налоговой защиты. Основным критерием качества его работы является отсутствие штрафов и претензий со стороны налоговых органов.
Кроме того, клиенту необходим аудитор:
1) для ответа на конкретные вопросы;
Аудитор консультирует по конкретному бухгалтерскому, налоговому или юридическому вопросу.
2) для обучения собственного персонала;
Персоналом клиента усваиваются приемы, используемые аудиторами при решении вопросов, а также их опыт.
3) для снятия ответственности с себя;
Администрация клиента перекладывает ответственность за принимаемые решения на аудитора.
4) для решения внутрифирменных конфликтов;
Изменение структуры и полномочий конкретных менеджеров, снятие неугодных сотрудников обосновывается выводами аудиторов.
и др.
КРИТЕРИИ ОТБОРА АУДИТОРА
Как отличить хорошего аудитора от плохого? Чтобы не допустить ошибки, необходимо опираться на систему критериев, позволяющих выбрать аудитора, оптимально подходящего для решения соответствующей задачи.
Данную систему можно разделить на три группы показателей:
1. Общая характеристика аудиторской компании.
2. Предлагаемые методы решения задачи.
3. Цена услуг аудитора.
Общая характеристика аудиторской компании
1. Возраст компании
Чем старше аудиторская компания, тем большим опытом она обладает.
2. Кадровый состав компании
Важнейшая группа показателей, куда входят: общее количество сотрудников, общее количество аттестованных аудиторов, опыт и квалификация сотрудников (высшего и среднего звена), опыт работы в нужной клиенту отрасли, опыт осуществления подобных задач, наличие дополнительного образования (например, степень MBA (магистр делового администрирования)), профессиональная известность ведущих специалистов (количество публикаций, опыт преподавания, участие в международных семинарах и симпозиумах и т.п.).
Большое значение для клиента имеет непосредственный личный контакт с руководством и ведущими специалистами компании. Важный момент, насколько руководство компании «в теме» предлагаемой задачи. Также полезно получить резюме (CV) всех ключевых сотрудников, которые будут задействованы для решения поставленной задачи.
3. Клиенты компании
Наличие солидных, успешных компаний среди клиентов аудиторской компании свидетельствует о ее профессиональном уровне.
4. Имидж компании
Внешнее впечатление от компании очень важно. Такой показатель как состояние и месторасположение офиса очень много говорят о компании. Качество предоставляемых услуг во многом зависит от оснащенности компании самой разнообразной оргтехникой.
Солидная компания должна серьезно заниматься рекламой. Профессионализм рекламных материалов говорит об уровне компании.
5. Репутация компании
Значение репутации аудитора возрастает по мере развития молдавского бизнеса. Часто объективную оценку репутации аудитора можно получить от директоров и главбухов, сотрудничающих с данным аудитором.
6. Опыт работы в отрасли клиента
Если предприятие, специализирующее в виноделии, ищет аудитора, то предпочтительней будут выглядить шансы аудиторской фирмы, уже имеющий опыт работы в данной отрасли. Она знает специфику – особенности учета и налогообложения в виноделии, экспортно-импортные операции, применяемые схемы работы и т.д.
7. Опыт работы в осуществлении аналогичных проектов
Чем более сложной и комплексной является поставленная клиентом задача, тем важнее опыт осуществления аналогичных проектов. Например, осуществлять проект в области управленческого консалтинга или налогового планирования необходимо доверять аудиторам, имеющим успешный опыт внедрения подобных проектов.
8. Членство в национальных и международных профессиональных организациях
Членство в национальных профессиональных организациях свидетельствует о зрелости компании. Членство в международных профессиональных организациях свидетельствует о том, что данная компания соответствует высокому уровню требований, как правило, предъявляемыми международными ассоциациями.
9. Наличие внутрифирменных технологий работы
Уровень качества услуг аудитора во многом зависит от профессиональной организации рабочих процессов и от постановки методологической работы в компании. Необходимо помнить, что аудиторская фирма - такое же производственное предприятие, по сути это фабрика по производству документов. Очень важно, как поставлена в аудиторской фирме система контроля качества услуг.
У солидной аудиторской компании обязательно должны быть в наличии законодательные информационные системы, архивы выполненных работ и т.п.
Предлагаемые методы решения задачи
1. План работы
Один из ключевых параметров. От того, насколько детализирован План, можно понять имеет ли данная аудиторская компания опыт при осуществлении данных работ и насколько учтена специфика отрасли. Сама форма и содержание документа многое может сказать об уровне профессионализма исполнителей. Также План поможет понять насколько полно поняты аудитором реальные проблемы заказчика.
2. Механизм взаимодействия исполнителя с заказчиком
Тесное взаимодействие с клиентом позволяет более полно учесть приоритет целей заказчиков.
3. Сроки выполнения работ
Цена услуг аудитора
Необходимо рассматривать не только общую стоимость работ, но и порядок оплаты (предоплата, оплата по выполнении работ, оплата по графику).
Предложенные критерии выбора аудитора носят ориентировочный характер. Безусловно, они могут дополняться или сокращаться в зависимости от конкретной задачи.