ПРОЧИЕ НАЛОГИ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ» / Закон РМ № 267 от 23.12.11 г. / МО № 13-14 от 13.01.12 г.
Внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов: Налоговый кодекс, Закон о предпринимательстве и предприятиях, Таможенный кодекс, Закон об аудиторской деятельности, Кодекс о правонарушениях и др. Утверждены налоговые изменения на 2012 год. Закон вступил в силу с 13 января 2012 года, за некоторыми исключениями.
«О ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ НА 2012 ГОД» / Закон РМ № 282 от 27.12.11 г. / МО № 19-20 от 25.01.12 г.
О СБОРЕ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ С УЧЁТОМ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ПРОИЗВЕДЕННЫХ В НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ ЗАКОНОМ № 267 ОТ 23.12.2011 Г. И ВСТУПИВШИХ В СИЛУ С 13 ЯНВАРЯ 2012 ГОДА
25 января 2012 Nr.26-08/3-15-35/400
Территориальным ГНИ
Управлению крупных налогоплательщиков
Главная государственная налоговая инспекция, в целях правильного и эффективного администрирования сбора за размещение рекламы как такового, и сквозь призму изменений, произведенных Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» № 267 от 26.12.2011 года (опубликованным в Мониторул Офичиал РМ № 13-14 от 13.01.2012 года) в Налоговом кодексе, сообщает следующее.
В соответствии с положениями раздела VII Налогового кодекса «Местные сборы» (далее-НК), в полномочия местных органов публичного управления входит введение всех или лишь некоторых из местных сборов, предусмотренных разделом (в зависимости от возможностей и нужд административно-территориальной единицы).
Полномочные органы местного публичного управления (местные советы) не вправе вводить сборы, не предусмотренные разделом.
Вводятся местные сборы, изменяются или аннулируются органами местного публичного управления при утверждении или внесении изменений в бюджет административно-территориальной единицы.
Субъекты налогообложения, объекты налогообложения, налогооблагаемая база, порядок уплаты местных сборов и представления отчётов, а также критерии, используемые при предоставлении налоговых льгот, определены НК.
Таким образом, местные органы публичного управления, устанавливая тот или иной сбор из системы местных сборов, указанных в ч. (2) ст. 289 НК указывают в решении наименование сбора и ставку, с учётом налогооблагаемой базы для соответствующего сбора и единиц измерения, указанных в приложении к разделу VII НК.
В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» № 48 от 26.03.2011 г., начиная с 04 апреля 2011 года, слова «максимальная ставка» и «конкретная ставка» по всему тексту раздела VII Налогового кодекса «Местные сборы», заменены словом «ставка». Вследствие данных изменений, правомочные органы местного публичного управления с указанной даты вправе устанавливать ставки местных сборов без каких-либо ограничений.
Названным Законом были произведены и некоторые изменения в части определения субъектов, объектов налогообложения, а также налогооблагаемой базы по сбору за размещение рекламы.
Согласно второму абзацу лит. с) ст. 290 НК, субъектами сбора за размещение наружной рекламы, с 4 апреля 2011 года стали юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей и являющиеся собственниками афиш, плакатов, щитов и других технических средств, предназначенных для размещения наружной рекламы.
Объектами налогообложения по сбору за размещение наружной рекламы являлись афиши, плакаты, щиты и другие технические средства, при помощи которых размещается наружная реклама.
Налогооблагаемой базой – рекламная площадь.
Единицей измерения - леи в год за м2.
Соответственно, местные советы, начиная с 4 апреля 2011 года, вправе были устанавливать сбор за размещение рекламы наружной исходя из рекламной площади носителя, при помощи которого размещается наружная реклама.
Согласно изменениям и дополнениям, произведенным в разделе VII Налогового кодекса Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» № 267 от 26.12.2011 года (опубликованным в Мониторул Офичиал РМ № 13-14 от 13.01.2012 года), начиная с 13 января 2012 года из сбора за размещение рекламы исключена категория наружной рекламы, но введен новый сбор, который называется «сбором за рекламные устройства».
Согласно лит. q) ст. 290 НК, субъектами налогообложения по сбору за рекламные устройства являются юридические лица или физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, являющиеся собственниками афиш, плакатов, щитов и других предназначенных для размещения наружной рекламы технических средств.
В случае передачи во владение и/или пользование афиш, плакатов, щитов и других предназначенных для размещения наружной рекламы технических средств, являющихся собственностью органов публичной власти, учреждений, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, и некоммерческих организаций, согласно лит. с1 ) ст. 290 НК – обладатели имущественных прав, при условии что последние являются юридическими лицами или физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей.
Объектом налогообложения и налогооблагаемой базой по названному сбору, согласно лит. q) ст. 291 НК и лит. q) гр. 2 приложения к разделу VII НК, является площадь поверхности (поверхностей) рекламного устройства.
Единица измерения – леи в год за 1 м2 .
Исходя из вышеизложенного, местные органы публичного управления, свои решения по установлению местных сборов на 2012 год, должны довести до соответствия с произошедшими изменениями в разделе VII НК. При этом, необходимо иметь ввиду, что в случае, если названные решения не будут доведены до соответствия с произошедшими изменениями, в частности - по сбору за размещение рекламы (наружной), то начиная с 13 января 2012 года, субъекты налогообложения, имеющие афиши, плакаты, щиты и другие технические средства для размещения рекламы, не будут иметь обязательств по исчислению и уплате сбора за рекламные устройства.
Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с ч. (5) ст. 20 Закона о местном публичном управлении № 436-XVI от 28.12.2006 г., решения, носящие нормативный характер, вступают в силу со дня их обнародования через печать или посредством вывешивания в общественных местах, а решения, носящие индивидуальный характер, – со дня доведения их до сведения лиц, которых они касаются.
Одновременно, сообщаем, что начиная с 13 января 2012 года субъекты налогообложения по сбору за рекламные устройства, за период размещения социальной рекламы могут быть освобождены от уплаты сбора только в соответствии с положениями ст. 296 НК - Решением местного совета.
Заместитель начальника Юрий Ликий
Исп. Л. Гропа/Tel. 823367
ДЛЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ
30 января 2012 Nr. 26-08/3-15-38/497
Территориальным ГНИ
Управлению крупных налогоплательщиков
Главная государственная налоговая инспекция для информирования, использования в работе и популяризации, доводит до сведения, что Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» № 267 от 26.12.2011 года (опубликованным в Мониторул Офичиал РМ № 13-14 от 13.01.2012 года) были произведены некоторые изменения и дополнения в разделах VI, VII, VIII и IX Налогового кодекса, Закона о введении в действие раздела VI Налогового кодекса № 1056-XIV от 16.06.2000 года, Закона о введении в действие раздела VIII Налогового кодекса № 68-XVI от 05 мая 2005 года и Закона о введении в действие раздела IX Налогового кодекса № 317-XVI от 02.11.2006 года.
Основными являются нижеперечисленные изменения и дополнения:
a) начиная с 1 января 2012 года, налогом на недвижимое имущество, исчисляемым исходя из оцененной стоимости, облагаются следующие категории объектов недвижимого имущества: - недвижимое имущество, предназначенное для жилья (квартиры и индивидуальные жилые дома, прилегающие земельные участки) в сёлах (коммунах), входящих в состав муниципиев Кишинэу и Бэлць; - земли сельскохозяйственного назначения с расположенными на них строениями (с установлением минимального и максимального предела ставки);
b) увеличены минимальные и максимальные ставки для объектов недвижимого имущества категории, указанной в лит. а) ст. 280 раздела VI Налогового кодекса;
c) из раздела VII Налогового кодекса исключён сбор на благоустройство населённых пунктов, расположенных в пограничной зоне и имеющих таможни (таможенные посты) для пересечения таможенной границы;
d) раздел VII Налогового кодекса дополнен пятью новыми сборами: сбор с владельцев транспортных средств; сбор за парковку; сбор за уличные объекты торговли и/или объекты по оказанию услуг; сбор за вывоз отходов; сбор за рекламные устройства;
e) изменена налогооблагаемая база по рыночному сбору, в результате чего налогооблагаемой базой по рыночному сбору стала общая площадь земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на территории рынка;
f) изменения претерпели ставки сбора за пользование автомобильными дорогами автомобилями, зарегистрированными в Республике Молдова.
О произошедших изменениях в законодательстве, в целях доведения до соответствия решений по установлению местных налогов и местных сборов, а также ставок по ним, в срочном порядке, необходимо проинформировать местные органы публичного управления, которые, в свою очередь, изменённые решения должны представить в территориальные ГНИ.
0б изменениях, произведенных в части сбора за пользование автомобильными дорогами автомобилями, зарегистрированными в Республике Молдова и вступивших в силу с 13 января 2012 года, проинформировать необходимо как налогоплательщиков, так и банковские учреждения, а также станции технического тестирования, находящиеся на территории, администрируемой территориальными ГНИ.
Заместитель начальника Юрий Ликий
Исп. С. Гуцу //тел. 82 33 67
ПИСЬМО
29 февраля 2012 nr. 26-08/3-15-111/1171
Неофициальный перевод
Территориальные государственные
налоговые инспекции
Управление крупных налогоплательщиков
Главная государственная налоговая инспекция, для использования в работе доводит до сведения, особенности администрирования приватного налога на 2012 год.
Некоторые положения администрирования этого налога изложены в ст. 11 Закона о государственном бюджете на 2012 год № 282 от 27.12.2011 г. (Мониторул Офичиал № 19-20, 25.01.2012).
В соответствии с положениями этой статьи, приватный налог представляет собой единовременный платеж, взимаемый при совершении сделок с имуществом, находящимся в публичной собственности в процессе приватизации независимо от вида используемых при этом средств.
Субъектами обложения приватным налогом являются юридические и физические лица Республики Молдова, а также иностранные юридические и физические лица, которым передается в процессе приватизации в частную собственность имущество, находящееся в публичной собственности.
Объектом обложения приватным налогом выступает имущество, находящееся в публичной собственности, включая акции. Ставка приватного налога устанавливается в размере 1 процента стоимости приобретения подлежащего приватизации имущества, находящегося в публичной собственности, в том числе стоимости подлежащих приватизации акций.
Приватный налог уплачивается до подписания договора купли-продажи и вносится, в зависимости от принадлежности имущества, в государственный бюджет или в бюджет административно-территориальной единицы. Не уплачивается приватный налог в случае безвозмездного получения в частную собственность имущества, находящегося в публичной собственности, физическими лицами – резидентами, не занимающимися предпринимательской деятельностью.
В случае расторжения с последствиями на будущее или обратной силой договора купли-продажи, вызванного неисполнением u1080 или ненадлежащим исполнением покупателем своих обязательств, суммы уплаченного приватного налога не возвращаются. В зависимости от принадлежности имущества, находящегося в публичной собственности, контроль за выполнением положений настоящей статьи возлагается на центральные или местные органы публичной власти.
Вместе с тем, отмечаем, что действующее законодательство не предусматривает обязательств по представлению субъектами налогообложения соответствующего отчёта по данному налогу.
Исходя из вышеизложенного, территориальные ГНИ и УКН обязываются соблюдать и обеспечить выполнения положений законодательства в части администрирования приватного налога.
Заместитель начальника Юрий Ликий
О НАЛОГЕ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
03 февраля 2012 Nr. 26-08/3-15-52/634
Территориальным ГНИ
Управлению крупных налогоплательщиков
Главная государственная налоговая инспекция, в целях правильного и эффективного администрирования земельного налога и налога на недвижимое имущество в связи с изменениями, произведенными в Налоговом кодексе Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» № 267 от 26.12.2011 года (опубликованным в Мониторул Офичиал РМ № 13-14 от 13.01.2012 г.) (далее-Закон № 267), сообщает следующее.
В результате изменений и дополнений, произведенных в разделе VI Налогового кодекса и Законе о введении в действие раздела VI Налогового кодекса № 1056-XIV от 16.06.2000 г. (далее-Закон) Законом №267, к объектам недвижимого имущества, налогообложение которых, начиная с налогового периода 2012 года, осуществляется исходя из оцененной стоимости, присоединились следующие объекты:
- недвижимое имущество, предназначенное для жилья (квартиры и индивидуальные жилые дома, прилегающие земельные участки), расположенные в сёлах (коммунах), входящих в состав муниципиев Кишинэу и Бэлць;
- сельскохозяйственные земли с расположенными на них строениями.
Таким образом, с налогового периода 2012 года налогом на недвижимое имущество, исходя из оцененной стоимости, облагаются следующие объекты недвижимого имущества:
a) недвижимое имущество, предназначенное для жилья (квартиры и индивидуальные жилые дома, прилегающие земельные участки), расположенное в муниципиях и городах;
b) недвижимое имущество, предназначенное для жилья (квартиры и индивидуальные жилые дома, прилегающие земельные участки), расположенное в населенных пунктах, входящих в состав муниципиев и городов;
c) недвижимое имущество, предназначенное для жилья (квартиры и индивидуальные жилые дома, прилегающие земельные участки), расположенное в сёлах (коммунах), входящих в состав Кишинэу и Бэлць;
d) гаражи и земельные участки, на которых они расположены;
e) земли садоводческих товариществ с расположенными на них строениями или без них.
Для категорий объектов, указанных в лит. a)- e) минимальный и максимальный диапазон конкретных ставок, которые вправе устанавливать местные органы публичного управления варьирует от 0,05 до 0,3 % от оцененной стоимости недвижимого имущества.
f) сельскохозяйственные земли с расположенными на них строениями. Диапазон конкретных ставок для данной категории варьирует от 0,1 до 0,3 % от оцененной стоимости недвижимого имущества.
g) объекты недвижимого имущества с иным чем жилищное или сельскохозяйственное, назначением. Для данной категории объектов ставка фиксирована и составляет 0,1 % от оцененной стоимости недвижимого имущества.
Налоговым периодом, для объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом на недвижимое имущество исходя из оцененной стоимости, является календарный год.
Необходимо отметить, что начиная с налогового периода 2012 года за объекты недвижимого имущества, приобретенные после 1 июля соответствующего налогового года, сроком уплаты налога на недвижимое имущество и представления по нему отчёта, является 31 марта, года, следующего за отчётным. Аналогичен данный срок и для земельных участков, облагаемых земельным налогом в соответствии с положениями Закона.
Исходя из положений ч. (31) ст. 4 Закона, объекты недвижимого имущества, подлежащие налогообложению исходя из оцененной стоимости, но не оцененные кадастровыми органами, облагаются налогом в соответствии с положениями Закона, в следующем порядке:
- за земельные участки исчисляется земельный налог исходя из площади земельного участка и конкретной ставки, установленной местными органами публичного управления по месту расположения участка для соответствующей категории земель;
- за здания, сооружения, индивидуальные жилые дома, квартиры и другие изолированные помещения, в том числе недвижимое имущество, находящееся в стадии завершения строительства (50 процентов и более) и их строительство не завершено в течение трех лет с его начала – налог на недвижимое имущество исчисляется исходя из балансовой стоимости объектов и конкретной ставки, установленной местными органами публичного управления по месту их расположения. Необходимо отметить, что конкретные ставки налога на недвижимое имущество для объектов – жилых помещений и основных строений, общая площадь которых превышает 100 м2 увеличиваются независимо от решения местного органа публичного управления, но только для объектов, зарегистрированных на правах собственности физическими лицами, не занимающимся предпринимательской деятельностью.
Исходя из вышеизложенного, территориальным ГНИ необходимо предпринять меры по обеспечению популяризации произошедших изменений в налоговом законодательстве.
Заместитель начальника Юрий Ликий
Исп. Л. Гропа/Tel. 823367