Уважаемая
girail, вот теперь я Вас понял!
Ага, вот где вы проводите параллель с подоходным налогом... . У меня создавалось впечатление, что мы говорим об одном и том же, но по-разному. Но это не так. Вы видите это по-другому.
Я попробую изложить свою позицию:
В подоходном налоге может возникнуть ситуация, когда в следующем месяце, после месяца в котором имела место не типично большая выплата работнику (тут я говорю о з/п и различных выплатах с которых удерживается подоходный налог у источника выплаты), появляется сумма подоходного налога подлежащая возмещению, так как подоходный налог рассчитывается нарастающее с начала года (или первого месяца трудоустройства работника) до момента выплаты и перерассчитывается при каждой последующей выплате. Вследствие того, что ГОДОВОЙ предел для каждой шкалы делиться в соответствии с Инструкцией об удержании п/н у источника выплаты на месячный предел шкалы. Этот механизм служит для учета (принятия в расчет) случая, когда работник в течение года может сменить основное место работы и ему при расчете позволяют пользоваться только определенной частью предела каждой шкалы, в зависимости от количества отработанных месяцев на предприятии. НО, по п/н не определяется максимальный размер удержания!!! То что в расчетах подоходного налога из месяца к месяцу могут возникнуть суммы к возмещению и то что учитывается количество отработанных месяцев именно на этом предприятии и то что применяется несколько процентных ставок, а не одна фиксированная является принципиальное отличие ДАННОГО вида удержания из з/п и прочих выплат работнику от индивидуального взноса социального страхования.
Давайте по порядку:
Выдержка из Закона О государственной системе социального страхования Nr. 489 от 08.07.1999:
Статья 20. Исчисление размера и уплата взносов социального страхования
(1) Исчисление размера и уплата взносов социального страхования, которые должны поступать от застрахованных лиц, работающих по индивидуальному трудовому договору, и их работодателей, ежемесячно производятся работодателями.
(2) Уплата взносов социального страхования лицами, указанными в пунктах 3) и 4) статьи 4, а также лицами, заключившими страховой договор, производится ежемесячно на основании расчетов, выполненных и представленных территориальными органами Национальной кассы, в которых эти лица застрахованы.
(3) Уплата взносов социального страхования лицами, указанными в пункте 4) статьи 4 и в статье 6, может производиться и с интервалами более месяца, но не превышающими шести месяцев, при соблюдении сроков, предусмотренных в страховой декларации или страховом договоре.
Обратите внимание, исчисляем размер взноса ежемесячно работодателем (каждым работодателем в отдельности, ведь работник может работать на нескольких работодателей в отдельности). Хм... Давайте посмотрим, а из чего исчисляем то?!
Выдержка из Закона О государственной системе социального страхования Nr. 489 от 08.07.1999:
Статья 21. Oснова для исчисления размера индивидуальных взносов социального страхования для застрахованных лиц
(1) За месячную основу при исчислении размера индивидуальных взносов социального страхования для застрахованных лиц берется:
а) индивидуальный месячный заработок, другие выплаты, включающие надбавки и доплаты в денежном и натуральном выражении, предусмотренные законодательством или коллективным трудовым договором, - для застрахованных лиц, работающих по индивидуальному трудовому договору;
b) застрахованный месячный доход, предусмотренный в страховой декларации или страховом договоре; его размер не может быть меньше 1/4 среднемесячной заработной платы по экономике.
(2) Месячной основой для исчисления размера индивидуальных взносов социального страхования для граждан Республики Молдова, направленных с постоянной миссией за рубеж государственными учреждениями Республики Молдова, является среднемесячная заработная плата в леях, выплачиваемая сотрудникам этих учреждений, занимающим приравненные должности. Схема приравнивания должностей и порядок исчисления среднемесячной заработной платы по таким должностям утверждаются Правительством.
(3) Годовая основа для исчисления размера индивидуальных взносов социального страхования не может превышать пяти среднемесячных заработных плат по экономике за соответствующий год, умноженных на 12.
(4) Размер среднемесячной заработной платы по экономике прогнозируется на каждый год и утверждается Правительством.
Из 20 статьи мы уже знаем, что исчислять взнос мы (работодатель) должны ежемесячно. Для этого «ежемесячного исчисления» базой служит «месячная основа», определение которой дано в части (1) и (2) статьи 21. В (3)-ей же части статьи 21 определяется МАКСИМАЛЬНЫЙ размер (!такого в подоходном налоге нет!) индивидуального взноса за год исчисленного ОДНИМ работодателем (а их может быть и больше), через ограничения размера базы, из которой может быть исчислен индивидуальный взнос социального страхования работодателем в течение года. Этот максимальный размер, может быть, достигнут и в первом месяце, к примеру, если у работника месячный заработок на предприятии А больше чем 157 800 леев (2 630 леев * 5 * 12) – ну, наш работник председатель банка, к примеру. В последующие месяцы на предприятии А из его заработка индивидуальных взносов удерживаться не будет. В то же время, у этого же работника может быть дополнительный заработок на предприятии Б из которого будет продолжатся удерживаться индивидуальный взнос социального страхования до момента достижения размера годовой базы 157 800 леев на этом предприятии Б.
Честно, схожести не так уж и много… но если вам угодно.