Accountant писал(а):Anjel писал(а):А тут уже другой вопрос в связи с отменой статьи 97(4)- почему безосновательно завысили расходы, неверно рассчитали п/н с деятельности и сдали неверно годовой отчет?
А это просто - специфические отношения.
Я думаю, что замечание Лены заслуживает серьезного внимания. Приведу статью шестилетней давности.
ЧТО ТАКОЕ «СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ», И ЗА ЧТО ДОНАЧИСЛЯЮТ НДС?
Сергей Темрин
БНК, 2009, № 6
Не перестаешь удивляться, какая кладезь мудрости наш Налоговый кодекс!
И вызывают восхищение наши налоговики! Ну, казалось бы, III раздел Налогового кодекса уже читан и перечитан. Что там можно найти нового?! Ан, нет. Нашли!
Уже сколько лет понятие «специфические отношения» было введено в Налоговый кодекс. Ну, не пользовались им. Не беда!
Но пришел черед! Видимо, здорово припекло.
Итак, что же такое «специфические отношения»?
Пункт 12 статьи 93 нам говорит: «Специфические отношения - особенные отношения, свойственные и применяемые только к данному конкретному субъекту или обстоятельству, отличающиеся от отношений, сложившихся для аналогичных субъектов или обстоятельств».
Довольно туманное определение.
Смотрим положения статьи 99 (1): «Поставка, осуществляемая по цене ниже рыночной вследствие того, что между поставщиком и потребителем существуют специфические отношения, …считается облагаемой поставкой. Облагаемой стоимостью указанной поставки является ее рыночная стоимость».
А вот это уже серьезно.
Рассмотрим простейший пример. Вы регулярно торгуете товаром мелкими партиями по 120 леев (в том числе НДС 20 леев) за штуку. Тут возникает крупный покупатель, который хочет приобрести крупную партию. Естественно, вы делаете ему скидку – 84 лея (в том числе НДС 14 леев) за штуку. Через какое-то время приходят налоговики и говорят: да, у вас с этим клиентом специфические отношения и доначисляют вам НДС плюс штрафные санкции.
Аналогичные примеры можно привести в случаях изменения формы оплаты (предоплата, оплата с рассрочкой платежа и т.п.); приближения сроков годности товаров; сезонности и ликвидности товара и т.д.
Что же делать, получается, что чуть ли не любое изменение цены может быть квалифицировано как «специфические отношения» со всеми вытекающими последствиями?
Давайте разбираться.
Понятие «специфические отношения» выражают используемый в налоговом праве принцип «вытянутой руки» (arm's length principle). Принцип «вытянутой руки» - концепция, используемая в налоговом законодательстве, для обозначения участников коммерческой деятельности, не являющихся взаимозависимыми лицами и действующих независимо друг от друга. Цены и условия сделок между взаимозависимыми лицами могут отличаться от цен и условий аналогичных сделок между независимыми участниками (трансфертное ценообразование, беспроцентные ссуды, слишком высокий или низкий гонорар и т.д.). Цена, соответствующая принципу «вытянутой руки», - это та цена, которая была бы приемлема для двух независимых друг от друга участников сделки при тех же обстоятельствах.
Большинство стран в своем законодательстве о трансфертном ценообразовании используют рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), изложенные в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб 1995 года. Эти рекомендации основаны на американских правовых нормах - положениях Кодекса внутренних доходов США, так как именно США являются родоначальником трансфертного ценообразования. В основе Рекомендаций ОЭСР лежит принцип «вытянутой руки». Суть его в том, что взаимозависимые лица «идут рука об руку», в то время как участники рынка являются независимыми партнерами по отношению друг к другу, то есть находятся на расстоянии вытянутой руки.
Разумеется, вполне допустимы некоторые отклонения от уровня рыночных цен, и нарушением принципа «вытянутой руки» они не признаются. В среднем по странам этот показатель составляет от 5 до 30%.
Между тем есть один важный нюанс, который делает различным подход к противодействию трансфертному ценообразованию. Так, бремя доказывать, что принцип «вытянутой руки» нарушен, может быть возложено на различные стороны. В большинстве стран, в частности в Германии, Франции, это налоговые органы. Но даже в этом случае налоговые инспекторы могут в разумных пределах обязать налогоплательщика представить сведения, на основании которых будет проведен контроль цены сделки.
Однако, к примеру, в Великобритании и США ситуация иная. Здесь налогоплательщик, к которому налоговый орган предъявляет претензию, должен доказывать, что его цена по сделке является рыночной. Для этого он подает в налоговую службу обзоры рыночных цен, составленные независимыми экспертами.
В Молдове, хоть это прямо и не прописано, бремя доказывания отсутствия специфических отношений, скорее всего, будет возложено на налогоплательщиков.
На наш взгляд, каждую сделку, в которой налоговики улавливают признаки специфических отношений, необходимо пристально рассматривать сквозь призму определения понятия «специфические отношения».
Рассмотрим ситуацию, которая была приведена в примере. Цена была снижена, так как изменились условия сделки – вместо мелкоопта появился крупный оптовик. Иными словами, если внимательно прочесть определение специфических отношений, то у нас отсутствуют «аналогичные субъекты или обстоятельства», т.е. сделка не может считаться «специфической».
Аналогично, неспецифическое изменение цены необходимо доказывать изменением таких факторов, как сезонность, ликвидность, лучшие условия расчетов и т.д.
Иными словами, изменение цены должно отвечать принципу экономической целесообразности, а не только принципу налоговой оптимизации.
На наш взгляд (хотя бы, чисто теоретически), если изменение цены экономически обоснованно, то применение принципа вытянутой руки (понятия «специфических отношений») не имеет оснований.