РЕМОНТ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ЗА РУБЕЖОМ – ЭТО ИМПОРТ УСЛУГ?
? Главная государственная налоговая инспекция в своей налоговой практике опубликовала позицию, которая предусматривает применение НДС по импорту услуг в случае ремонта движимого имущества за рубежом. В связи с тем, что такая трактовка является, на наш взгляд, новой - просим прокомментировать позицию налоговой инспекции.
Действительно, данная публикация требует некоторых пояснений. Сразу хочу подчеркнуть, что никаких новых позиций в отношении импорта услуг Налоговая служба не занимала, так как все основополагающие нормы в применении понятия импорта услуг, установленные НК, остаются стабильными уже на протяжении большого периода времени. Так пункт 9 статьи 93 определяет, что импортом услуг является оказание услуг юридическими и физическими лицами – нерезидентами Республики Молдова юридическим и физическим лицам – резидентам или нерезидентам РМ, для которых местом поставки считается РМ. Статья 111 устанавливает место поставки различных услуг. Среди положений этой статьи, которые могут иметь отношения к ситуации ремонтов за рубежом, существует две нормы.
Первая из них (пункт “с”) признает местом поставки место фактического оказания услуги, если она связана с движимым имуществом. К этим услугам, безусловно, можно отнести любую из услуг, имеющую отношение к движимому имуществу и которая оказывается нерезиденту на территории страны. В том числе и ремонт. К примеру, следует обложить НДС мойку иностранного транспортного средства или его ремонт в случае обращения об этом нерезидента. Местом поставки в указанных случаях является место фактического оказания услуги в соответствии с указанным выше пунктом “с”. Указанная норма имеет место и в ситуациях, когда осуществленный ремонт движимого имущества, вывезенного за пределы страны без применения таможенного режима “Переработка вне таможенной территории”.
Вторая ситуация определяется наличием в статье 111(1) пункта “f”. Согласно этому пункту местом поставки услуги при переработке товаров на таможенной территории и вне таможенной территории признается место назначения товаров, отгруженных после переработки.
Согласно нормам таможенного законодательства (Постановление Правительства № 1140 от 02.1105) вывоз на ремонт движимого имущества за границу подлежит таможенному оформлению в режиме “Переработка вне таможенной территории”.
При ввозе имущества после ремонта, ранее вывезенного в указанном режиме, таможенные органы применяют таможенные платежи к импортному компоненту, ввозимому на территорию страны.
В указанной ситуации могут возникать различные случаи. Так, встречается, что в сопроводительных документах, выставленных нерезидентом, осуществившим ремонт, стоимость импортного компонента (деталей и работы) указана общей суммой. В этом случае таможенные органы применят НДС ко всей стоимости, включая работу. В другом случае в сопроводительных документах стоимость деталей и работы могут быть указаны двумя суммами. Тогда таможенные органы применят налог только к стоимости деталей.
В то же время работы в соответствии с действием статьи 93 и указанного выше п. “f” статьи 111(1) НК являются импортируемыми и должны быть обложены на общих основаниях, как импортируемая услуга.
Данная ситуация в силу рисков двойного обложения НДС стоимости работ и в связи с вопросами экономических агентов была рассмотрена на заседании Координационного совета ГГНИ, который своим решением определил, что в случае, если стоимость работ подвергается обложению НДС таможенными органами в составе стоимости импортного компонента, то повторному обложение их при импорте услуг не осуществляется. Указанное решение найдет свое отражение в Обобщенной базе налоговой практики, которая размещена на официальном сайте налоговой службы.
Юрий Ликий
БНК, 2014, № 12
PS: И какие у вас на этот счет мнения?