СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Если мы считаем, что безопасно укрылись под зонтиком юридического лица, и ваше личное имущество в безопасности, то с появлением и активным использованием Закона о несостоятельности ситуация коренным образом изменилась. И если юридическое лицо обанкротилось, и имущества компании-должника не хватило, чтобы удовлетворить требования кредиторов, то Закон о несостоятельности позволяет взыскать долги с личного имущества директора, главбуха и других руководящих лиц компании-должника.
Согласно статье 15 (1) Закона о несостоятельности № 149 от 29.06.2012 г. «В случае несостоятельности должника по вине его учредителей (членов), членов исполнительного органа или других лиц, имеющих право давать указания, обязательные для исполнения должником, либо могущих иным способом оказать влияние на действия должника (умышленная несостоятельность), указанные лица несут солидарную субсидиарную ответственность перед кредиторами в части недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов».
Иными словами, субсидиарной ответственности подлежат лица, влияющее на управление компанией, а именно «учредители (члены), члены исполнительного органа или других лиц, имеющих право давать указания, обязательные для исполнения должником, либо могущих иным способом оказать влияние на действия должника (умышленная несостоятельность)». Таким образом, среди таких лиц вполне может оказаться главный бухгалтер. Хотя, на мой взгляд, в Законе о несостоятельности круг лиц, подпадающих под субсидиарную ответственность, должен быть прописан более точно и определенно и не допускать двусмысленных толкований. Например, разве главбух, если у него отсутствует вторая подпись в банке, относится к лицам, которые «влияют на действия должника»?