Сергей Темрин » 02 апр 2021, 11:04
Расходы связанные с выполнением
дистанционной работы и право их вычета
?
В Трудовой кодекс внесли новую главу про дистанционную работу (глава 11.1 ТК). Какие документы будут подтверждать у работника «несение расходов, связанных с дистанционной работой»?
Законом об учреждении некоторых мер на период чрезвычайного положения в области общественного здоровья и внесении изменений в некоторые нормативные акты № 69 от 21.05.2020 г. (МО № 124-125 от 26.05.2020 г.) в Раздел IX Трудового кодекса, была введена новая Глава IX1 - Дистанционная работа.
Согласно ч. (1) ст. 2921 ТК, дистанционная работа представляет собой форму организации работы в трудовой сфере, посредством которой работник выполняет присущие его занятию, должности или профессии функции вне рабочего места, организованного работодателем, в том числе с использованием средств информационно - коммуникационных технологий. Очевидно, что данные положения не могут быть применены к категориям работников, чья работа заключается в обязательном физическом присутствии на рабочем месте, либо по адресу клиентов, по адресу объекта оказания услуг и т.д. (производство, продажа товаров, оказание услуг и др.), а относятся к категориям работников которые имеют возможность осуществлять все задачи, либо часть из них, в основанном с использованием компьютера, сканера и других средств информационно - коммуникационных технологий вне рабочего места, как правило дома либо в других местах отдаленных от рабочего места. К данной категории можно отнести работников сферы IT, государственных учреждений, финансовых и консалтинговых услуг, бухгалтерских услуг и т.д.
Для применения положений ТК, относительно дистанционной работы, с соответствующими работниками предприятия обязаны заключать индивидуальный трудовой договор (далее – ИТД) или дополнительное соглашение к существующему договору, содержащие положения о дистанционной работе.
Статьей 2923 ТК, предусмотрено, что ИТД о дистанционной работе заключается и изменяется на условиях, предусмотренных ТК, в том числе путем обмена электронными документами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Также, индивидуальный трудовой договор о дистанционной работе должен содержать, помимо условий, предусмотренных ст. 49 ТК, положения относительно:
a) условий выполнения дистанционной работы;
b) графика работы, в пределах которого работодатель вправе проверять деятельность работника, и способа осуществления контроля;
c) порядка учета часов, отработанных дистанционным работником;
d) условий несения расходов, связанных с дистанционной работой;
e) других положений, согласованных сторонами.
Таким образом, кроме основных условий относительно ИТД, касающихся дистанционной работы в новом ИТД или в дополнении к уже заключенному ИТД, сторонами должны быть отражены четкие аспекты относительно:
- возможности проверки и мониторинга работодателем фактического нахождения работника во время, установленное согласно графику для работы, в т.ч. с применением и использованием средств информационно-коммуникационных технологий;
- при необходимости, обеспечение работника необходимым оборудованием и техникой, в т.ч. компьютерами на основании акта приема–передачи;
- порядка и сроков представления работником результатов о проделанной работе;
- компенсирования работнику расходов, предусмотренных законодательством, к примеру, Законом об охране здоровья и безопасности труда № 186/2008, воды, телефонных разговоров, расходных материалов и других расходов, согласно нормам, установленными сторонами;
- организации работодателем охраны здоровья и безопасности труда дистанционных работников в соответствии с положениями законодательства в области охраны здоровья и безопасности труда;
- смешанного графика работы: определенные дни на рабочем месте, а другие дистанционно из дома, или из других обговоренных мест, либо временное выполнение работ из дома, к примеру, на период карантина, либо на период чрезвычайной ситуации;
- другие положения и ситуации, которые должны быть отражены в ИТД, по согласованию сторон.
Относительно определения расходов и соответственно их вычета в налоговых целях, связанных с дистанционной работой отмечаем, что они, а также их предел должны быть четко отражены в ИТД, а также в Приказах руководителя предприятия, которые должны быть основаны на положениях законодательных и нормативных актах.
Если с порядком определения расходов по заработной плате и связанных с ней налогов и взносов, ситуация ясна (на предприятие должен быть установлен порядок определения размера заработной платы в зависимости от осуществленной дистанционной работы), и их вычет в налоговых целях на основании ч. (1) ст. 24 НК, положения законодательства ясны, то с другими расходами ситуация не однозначна, учитывая, что практика с дистанционной работой для нашей страны что-то новое. Таким образом, если нормативными актами установлена необходимость несения соответствующих расходов, работодатель обязан их оплачивать и документировать в установленном порядке (приказ руководителя предприятия, ИТД, документы строгой отчетности, акты списания и т.д.). К таким расходам, как было отмечено, можно отнести: печатную бумагу, канцелярские товары, стоимость мобильной связи, связанную с работой, питьевую воду, электроэнергию потребляемую компьютером за время его работы согласно графику дистанционной работы, если есть возможность определить данные расходы и т.д. Кроме первичных документов, в приказе руководителя предприятия и ИТД должен быть оговорен порядок компенсирования расходов понесенных работником на дистанционном месте работы (какие документы и в какой срок представляются работником, порядок расчета и определения объема расходов, какие понесенные расходы подлежат компенсированию и др.). В случае, если же несение соответствующих расходов не установлено в ИТД, приказом руководителя предприятия и другими нормативными актами, или же они не подтверждены и не могут быть определены в количественном, либо в суммовом выражении, их вычет в налоговых целях не разрешен, не смотря на то, что у физического лица работника они будут присутствовать при выполнении условий ИТД.
Также необходимо отметить, что согласно ст. 2925 ТК, прекращение ИТД о дистанционной работе производится на общих условиях, предусмотренных ТК, в том числе путем обмена электронными документами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Петру Гричук, Галина Шпак
БНК, 2020 № 7
На мой взгляд, налоговики от решения этого вопроса устранились. Поэтому, инициатива должна исходить от Вас. Помимо обязательных оправдательных документов, Вы должны расчетным путем определить расход электроэнергии (исходя из графика работы по удаленке), износ и т. д.
Более того , Вы должны эти расчеты привести и запросить, достаточно ли этих документов для включения их в вычеты. И только получив положительный ответ, использовать его.
Честно говоря, по-другому я выхода не вижу.
С творческим приветом!