Что такое ОБ налоговой практики

Обсуждение общих вопросов налогообложения. Вопросы налогового права, правоприменительной практики. Предложения, идеи по совершенствованию налогового законодательства

Модераторы: AFEX, Люга, Tiana, Binaun, ionix

Что такое ОБ налоговой практики

Сообщение AFEX » 26 авг 2011, 13:21

Читая последние письма/ ответы ГГНИ, задался вопросом: а что это такое ОБ налоговой практики?
по мнению ГГНИ "Представленная Обобщенная база налоговой практики является единой основой для применения налогового законодательства, как налогоплательщиками, так и работниками налоговой службы. Настоящая база была утверждена приказом Начальника ГГНИ № 637 от 31 декабря 2010 г. и является официальной позицией Государственной налоговой службы по существу вошедших в неё вопросов и ответов."
я пока что до сих пор думаю что единая основа для применения налогового законодательства является закон, а не позиция гнс,
или я тут, в Париже, че-та упустил? :?
Чтобы стать умнее, нужно играть с более умным соперником.
Аватар пользователя
AFEX
Зам. Бога по налогам
 
Сообщений: 8171
Зарегистрирован: 03 ноя 2007, 11:33
Благодарил (а): 104 раз.
Поблагодарили: 840 раз.

Re: Что такое ОБ налоговой практики

Сообщение Сергей Темрин » 26 авг 2011, 13:40

АФЕКС вернулся! Сразу веселее стало!
Ми вас так зачекалися!
Сергей Темрин
Зам. Бога по налогам
 
Сообщений: 4590
Зарегистрирован: 23 июн 2008, 14:42
Благодарил (а): 732 раз.
Поблагодарили: 2179 раз.

Re: Что такое ОБ налоговой практики

Сообщение AFEX » 26 авг 2011, 13:48

спасибо
зпт
прилетаю завтра
тчк
Чтобы стать умнее, нужно играть с более умным соперником.
Аватар пользователя
AFEX
Зам. Бога по налогам
 
Сообщений: 8171
Зарегистрирован: 03 ноя 2007, 11:33
Благодарил (а): 104 раз.
Поблагодарили: 840 раз.

Re: Что такое ОБ налоговой практики

Сообщение Сергей Темрин » 26 авг 2011, 13:52

Из САМОГО ПАРИЖУ???!!!!!
Ждем обстоятельного репортажа, этакие парижские эссе.

А что Вам не нравится в "Обобщенной практике"? Лучше с ней, чем без нее.
Есть что-то конкретное?
Сергей Темрин
Зам. Бога по налогам
 
Сообщений: 4590
Зарегистрирован: 23 июн 2008, 14:42
Благодарил (а): 732 раз.
Поблагодарили: 2179 раз.

Re: Что такое ОБ налоговой практики

Сообщение ttv » 27 авг 2011, 07:38

Не могу не согласиться я Афексом. Ответы, данные на определенные вопросы, носят узкий специфический характер. Это не калька, на любую ситуацию не наложишь. Кроме того, работники ГНИ, будут, как с "Библией" ходить с этой ОП. А "Библия" у нас другая и их несколько НК, ТК и т.д. Это совокупность законодательных актов. По моему мнению, ОП можно руководствоваться в качестве консультативного материала. Причем, желательно иметь возможность, в каком-то специальном окошке вносить свои предложения по изменению тех или иных ответов, опираясь на практические случаи в деятельности различных предприятий.
- От тебя попахивает оптимизмом! Ты радовался жизни?
- Нет, на меня надышали.
Аватар пользователя
ttv
Зам. Бога по налогам
 
Сообщений: 19755
Зарегистрирован: 13 авг 2009, 11:35
Откуда: из столицы РМ
Благодарил (а): 7608 раз.
Поблагодарили: 7786 раз.

Re: Что такое ОБ налоговой практики

Сообщение Василиса » 27 авг 2011, 17:08

Есть ссылка на видеоконтакты, но она не работет. Вроде бы...
Вся жизнь борьба!
Аватар пользователя
Василиса
Эксперт
 
Сообщений: 1782
Зарегистрирован: 19 янв 2008, 17:41
Откуда: из лесу вестимо
Благодарил (а): 177 раз.
Поблагодарили: 182 раз.

Re: Что такое ОБ налоговой практики

Сообщение Сергей Темрин » 04 ноя 2012, 16:08

Что-то я не могу найти приказ ГГНИ № 637 от 31 декабря 2010 г. :egg
Поможите! Если есть возможность выложите текст.
Сергей Темрин
Зам. Бога по налогам
 
Сообщений: 4590
Зарегистрирован: 23 июн 2008, 14:42
Благодарил (а): 732 раз.
Поблагодарили: 2179 раз.

Re: Что такое ОБ налоговой практики

Сообщение Галина » 04 ноя 2012, 16:13

http://www.fisc.md/Ordine_IFPS.aspx
на 2 странице(переход на страницы внизу)- 5 приказ снизу , правда только на румынском :( .
Обращаюсь к тем кто строил пирамиды в Египте: «Постройте у нас дороги! »
Аватар пользователя
Галина
Зам. Бога по налогам
 
Сообщений: 10297
Зарегистрирован: 02 ноя 2008, 09:56
Благодарил (а): 1124 раз.
Поблагодарили: 2541 раз.

Re: Что такое ОБ налоговой практики

Сообщение kara » 12 май 2013, 13:43

В ОБ к приказу НИ №506
Как правильно отразить в регистре учета покупок налоговую накладную полученную покупателем с опозданием, в следующем налоговом периоде после осуществления поставки и фактической выписки продавцом налоговой накладной ?



В соответствии со ст.118 часть(3) Налогового кодекса, налоговые накладные на приобретаемые товарно-материальные ценности, услуги регистрируются в соответствующем журнале в порядке их получения.

Следовательно, налоговая накладная полученная покупателем с опозданием, в следующем налоговом периоде после осуществления поставки и фактической выписки налоговой накладной продавцом регистрируется в регистре покупок соответственно дате и налоговому периоду, в котором она была получена.

И таки что если я получаю НИ позже то включаю в отчет по НДС в том периоде когда получила и не занимаюсь пересдачей как обычно ,,,,?
kara
Студент
 
Сообщений: 211
Зарегистрирован: 29 окт 2010, 18:31
Благодарил (а): 26 раз.
Поблагодарили: 62 раз.

Re: Что такое ОБ налоговой практики

Сообщение Accountant » 16 мар 2014, 11:51

http://contabilsef.md/libview.php?l=ro&idc=230&id=9228
(28.15.9) Ce document se va elibera la efectuarea livrărilor cu titlu gratuit?

Conform prevederilor art.93 din Codul fiscal pct. 3) şi 6), transmiterea gratuită a dreptului de proprietate asupra mărfurilor, reprezintă livrare impozabilă de mărfuri. În temeiul art.117 alin. (1) al Codului fiscal, subiectul impozabil care efectuează o livrare impozabilă este obligat să prezinte cumpărătorului (beneficiarului) factura fiscală pe livrarea în cauză. Prezentarea facturii fiscale se efectuează la momentul aparitiei obligaţiei fiscale, stabilit prin art. 108 din Codul menţionat, cu excepţia cazurilor determinate de Inspectoratul Fiscal Principal de Stat. În scopul verificării corectitudinii trecerii în cont a sumelor TVA aferente acestor livrări în factura fiscală prezentată cumpărătorului pentru livrarea în cauză se va înscrie menţiunea „livrare cu titlu gratuit”.
:?:
Ordinea contabilităţii este pentru cârmuire lege sacră. Napoleon Bonaparte
Аватар пользователя
Accountant
Зам. Бога по налогам
 
Сообщений: 13522
Зарегистрирован: 10 янв 2009, 00:28
Откуда: Balti
Благодарил (а): 2161 раз.
Поблагодарили: 6111 раз.

Re: Что такое ОБ налоговой практики

Сообщение acc » 28 сен 2019, 10:27

Подскажите, а приказы Налоговой посвященные Обобщенная база налоговой практики публикуются в Мониторул офичиал? или только на сайте налоговой?
acc
Практик
 
Сообщений: 589
Зарегистрирован: 21 мар 2013, 23:04
Откуда: Кишингтон
Благодарил (а): 90 раз.
Поблагодарили: 76 раз.

Re: Что такое ОБ налоговой практики

Сообщение Сергей Темрин » 30 сен 2019, 11:22

Значение разъяснений ГНС
для уменьшения налогового
риска предприятий

Сергей Темрин
директор аудиторской компании «Concept»

БНК, 2017 № 11

«Государство, требуя от налогоплательщика всестороннего сотрудничества и содействия, должно предоставить последнему дополнительные гарантии безопасности»
Карло Романо
Advance Tax Rulings and Principies of Law: Towards a European Tax Rulings System. Dissertation. Amsterdam, 2002.

Институт письменных разъяснений в сфере налоговых правоотношений очень важен для налогоплательщиков для защиты собственных интересов и понимания позиции контролирующих органов. По мере своего развития письменные разъяснения все больше приобретают черты легального средства минимизации налогового риска налогоплательщиков.

Письменные разъяснения ГНС
Письма (разъяснения) ГНС, по своей правовой природе, являются разъяснениями по применению норм действующего налогового законодательства и выпускаются в рамках координации работы нижестоящих подразделений Госналогслужбы и обеспечения единства правоприменительной налоговой практики. Как правило, разъяснения выполняют две функции:
1) разъясняют динамику изменения налогового законодательства и как, в связи с этим, меняется правоприменительная практика;
2) поясняют позицию налоговых органов в спорных и противоречивых ситуациях.

В соответствии со статьей 8 (1) НК налогоплательщик, среди прочих прав, имеет право:
- бесплатно получать от Государственной налоговой службы и службы по сбору местных налогов и сборов информацию о действующих налогах (пошлинах) и сборах и нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты (лит. «а)»);
- запрашивать и получать от Государственной налоговой службы предварительное индивидуальное налоговое решение в порядке и на условиях, установленных настоящим кодексом (лит. «e1)»);
- обжаловать в установленном законом порядке решения, действия или бездействие органов, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию, и их должностных лиц (лит «g)»).

В соответствии со статьей 1324 НК Государственная налоговая служба, среди прочих, выполняет следующие функции:
- …в том числе выражение официальной позиции Государственной налоговой службы по применению налогового законодательства (п.2);
- издание нормативных актов, регулирующих применение налогового законодательства, в рамках предоставленной законодательными актами компетенции (п.10);
- координация, руководство и контроль применения правового регулирования в сфере своей деятельности (п.11).

Согласно пунктам 4-6 статьи 133 (2) НК при реализации своих функций ГНС осуществляет следующие полномочия в области налогового администрирования:
- издает акты нормативного характера по применению положений налогового законодательства и выражает официальную позицию Государственной налоговой службы по применению налогового законодательства;
- выдает предварительные индивидуальные налоговые решения по заявлениям физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;- обеспечивает единообразное, правильное и недискриминационное применение положений о налогах, сборах и других доходах национального публичного бюджета, отнесенных к ее компетенции.
Кроме того, Госналогслужба «популяризирует налоговое законодательство и согласно законодательству выражает, по требованию налогоплательщиков и других лиц, официальную позицию Государственной налоговой службы в отношении применения налоговых норм» (п.26 статьи 133 (2) НК). Среди обязанностей Госналогслужбы и налоговых служащих (статья 136 НК): информирование налогоплательщика в предусмотренных налоговым законодательством случаях или по его просьбе о его правах и обязанностях; информирование налогоплательщика по его просьбе о действующих налогах и сборах, порядке и сроках их уплаты, а также о соответствующих нормативных актах; рассмотрение в установленном законом порядке писем, заявлений и жалоб налогоплательщиков.
Понятия «письменное разъяснение ГНС» официально в Налоговом кодексе не существует, но есть понятие «нормативные акты налогового органа» (статья 275 НК), согласно которому налоговый орган имеет право в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством издавать нормативные акты, определяющие механизм применения налогового законодательства. Нормативные акты, изданные налоговым органом, публикуются в установленном порядке. Нормативные акты, изданные налоговым органом, не должны вступать в противоречие с налоговым законодательством.

Зачем нужны налогоплательщикам письменные разъяснения ГНС?
Разъяснения Госналогслужбы позволяют понимать позицию налоговиков по самым разным спорным вопросам. С этой позицией можно соглашаться, можно не соглашаться, но налогоплательщик представляет реакцию Налоговой службы на свои действия в конкретной неоднозначной ситуации.
Письменные разъяснения рассматриваются налогоплательщиком, в частности, как средство, позволяющее однозначно определить налоговые последствия сделок. Если размеры налоговых платежей не устраивают налогоплательщика, он имеет возможность отказаться от планируемых сделок, а если устраивают — следование разъяснениям позволяет избежать в дальнейшем недоимки, пеней и штрафа.
Таким образом, разъяснения – это своего рода инструмент законопослушного налогоплательщика.
В Налоговом кодексе действует незыблемое правило: «лица, ошибочно исчислившие налоги (пошлины) и/или сборы согласно ошибочным письменным разъяснениям налогового органа, освобождаются от ответственности за их занижение, неправильное исчисление или неуплату» (статья 234(4) НК). Другими словами, если вы действуете в строгом соответствии с разъяснениями ГНС, а налоговики при проверке нашли в ваших действиях нарушения, предприятие будет освобождено от штрафных санкций, и виновные лица (директор и/или главбух) также не подлежат уголовному преследованию.
Каждое предприятие имеет право обращаться в государственную инстанцию по любому спорному вопросу. Запрос необходимо сформулировать так, чтобы в нем уже содержался ответ. Естественно, такой ответ, который вам нужен. Естественно, ответ на запрос необходимо получить до начала осуществления схемы.
Теперь об отрицательных моментах, которые перевешивают все положительные. К сожалению, получить исчерпывающий, однозначный ответ от ГНС чрезвычайно сложно. Как правило, разъяснение ограничивается ссылкой на статью Налогового кодекса и не проливает свет на неоднозначную, по мнению налогоплательщика, налоговую ситуацию.
Получение обоснованных ответов от ГНС - самый дешевый и доступный способ. Не нужно обращаться за предварительным индивидуальным налоговым решением (30 тыс. и 60 тыс. леев — в зависимости от статуса налогоплательщика), платным разъяснением аудиторской фирмы и другими способами снижения налогового риска.
Разъяснения за рубежом
Вступление Молдовы в ассоциацию с Европейским Союзом ведет к согласованию, гармонизации и унификации национальных налоговых законов. Молдавское налоговое законодательство во все большей степени будет воспринимать институты, присутствующие в налоговых законах экономически развитых стран. В данном случае речь идет о фискальном рескрипте — процедуре, позволяющей налогоплательщику получить предварительную квалификацию своих сделок и хозяйственных операций (В.А.Соловьев. Письменные разъяснения в России и за рубежом / Налоговед, 2007, № 10.).
Согласно статье L 64 В Свода фискальных процедур Франции налогоплательщику предоставлена возможность направить налоговой администрации запрос о правомерности операции, которую он намеревается осуществить в будущем и получить письменную консультацию до заключения контракта или соглашения. Срок для ответа, которым располагает администрация, составляет шесть месяцев. Интересно, что если по окончании срока ответ не получен, налогоплательщик имеет основания полагать, что соответствующее соглашение правомерно. Таким образом, администрация оказывается «связанной» как своим положительным ответом на запрос налогоплательщика, так и отсутствием ответа в установленный срок.
В Германии процедура рескрипта ограничена консультированием налогоплательщиков по вопросам налога на зарплату, таможенных сборов или оценки фактических ситуаций в связи с осуществлением налогового контроля. Будучи опубликованными, высказанные налоговой администрацией позиции становятся обязательными для нее, не накладывая при этом ограничений на суд.
В Швеции фискальный рескрипт представляет собой выдачу Комиссией по налоговому праву предварительного заключения о налоговых последствиях той или иной сделки, которое может быть запрошено как налогоплательщиком, так и налоговой администрацией. Предварительное заключение является обязательным для налоговых органов и применяется при налогообложении при условии, что соответствующий налогоплательщик пожелает этого. Отдельно необходимо выделить публикуемые акты налоговой службы Швеции, признаваемые источниками права. При этом различают инструкции, содержащие только простое описание действующего права, и общие рекомендации, отражающие позицию налоговой службы по конкретным вопросам, на которые прочие источники не дают однозначного ответа. Между тем указанные акты налоговой службы могут не применяться судами, если, например, обнаруживается их несоответствие нормативному акту более высокой юридической силы.
В Италии налоговое ведомство является тем органом, который осуществляет толкование налоговых норм и выпускает пояснительные документы. Частные решения могут быть получены в ответ на письменные запросы по поводу правильности толкования положений налогового законодательства. Предварительные соглашения по налоговому планированию заключаются с налогоплательщиками, получающими доход от ведения бизнеса или профессиональной деятельности. При этом в соглашении может быть определена сумма налога, которую предстоит уплатить в течение следующих трех лет. Специальные решения принимаются, в частности, по вопросам принятия к вычету расходов от рекламной деятельности или представительских расходов в отношении многонациональных компаний и в связи с противодействием уклонению от уплаты налогов. Если в течение 120 дней налоговые органы не дали ответ на запрос, это означает, что в данной ситуации налогоплательщик верно трактует налоговый закон и не будет привлечен к ответственности. Решения налогового ведомства обязательны только для налогоплательщика, направившего запрос.

К сожалению, в молдавском налоговом законодательстве процедуры, подобные фискальному рескрипту, развиты недостаточно. С 1 января 2017 г. в Молдове введен институт индивидуального предварительного налогового решения (С.Темрин. Tax Ruling в Молдове: не преждевременно ли? / Бухгалтерские и налоговые консультации, 2017, №3, №4.), но его относительно высокая цена и непроработанность процедур пока препятствует практическому его использованию.
Согласно действующему законодательству однажды высказанная в письменном разъяснении позиция не препятствует налоговому органу в дальнейшем настаивать на ином толковании соответствующих норм. В подобных случаях налогоплательщик, добросовестно последовавший первоначальному разъяснению, может быть поставлен перед необходимостью доплатить налог.
Расширение возможностей обязательно должно сопровождаться усилением контроля за содержанием разъяснений и процедурой их предоставления.

Объединенная база налоговой практики (ОБНП)
Одна из важнейших задач современных налоговых правоотношений — это ясность и однозначность позиции Госналогслужбы в спорных моментах, сокращение количества налоговых споров, утверждение четко прописанной процедуры решения налоговых споров в досудебном порядке с взаимной ответственностью сторон.
В соответствии с пунктом 8 статьи 133 (1) НК «официальная позиция Государственной налоговой службы утверждается приказом руководства Государственной налоговой службы и публикуется на официальной веб-странице ГНС».
Создание Госналогслужбой Объединенной базы налоговой практики (ОБНП) было огромным шагом вперед в регламентации налогового законодательства. Однако разъяснения обладают целым рядом недостатков, которые делают малоэффективным их применение. Недостаточная правовая регламентация статуса официальных разъяснений налоговых органов привела к тому, что такие разъяснения не предоставляют налогоплательщику достаточных гарантий того, что, руководствуясь ими, он исключит любые негативные налоговые последствия той или иной хозяйственной операции. По сути, разъяснения носят характер ненормативных правовых актов.
К сожалению, Налоговая служба и Минфин нередко злоупотребляют правом, т.е. трактуют налоговое законодательство, искажая его суть. Возьмем, например, разъяснения по налоговым аспектам выплат в виде выходного пособия. Письмо Минфина № 14/3-061305/1109 от 03.12.2012 г. утверждало одно, а вышедшее спустя два месяца письмо Минфина № 14/3-06/51 от 06.02.2013 г. утверждало прямо противоположное. И это происходит без изменения законодательства в области выходного пособия и его налогообложения. На что в таких условиях ориентироваться бухгалтеру?
Многочисленные примеры прошлых лет (пробитие через ККМ сумм займа, роялти, проблемы включения расходов в вычеты и т.д.) показывают, что налоговые органы зачастую злоупотребляют налоговым правом. Применишь буквально положения Налогового кодекса, – скажут, надо было по смыслу или по аналогии. Сделаешь, ориентируясь на здравый смысл, - налоговики укажут на буквальное исполнение нормы Кодекса. В результате налогоплательщик теряет уверенность в своих действиях и опасливо ждет неотвратимых «шагов Командора» Налоговой службы.
Вы думаете, ситуация со злоупотреблением налоговым правом сегодня изменилась?
Нет. Например, вопрос удержания налога у источника выплаты в случае приобретения у физических лиц капитальных активов. Согласно пункту 29.2.6.2 ОБНП налогоплательщик, приобретающий у физического лица, капитальные активы, предварительно удерживает как часть налога, сумму в размере 7 процентов из суммы прироста капитала, если были представлены документы, подтверждающие стоимостный базис приобретающего актива. Но простите, в статье 90 (1) НК говорится о 7 процентов рассчитываются (внимание!!!) «из выплат», т.е. из суммы, выплаченной физическому лицу, а не из суммы прироста капитала.
Да, эти разъяснения удобны для налогоплательщика и Налоговой службы. Но ведь в аналогичной ситуации с нерезидентами вопрос был решен четко и однозначно. В статье 71 (1) НК указано: «Доходами нерезидентов, полученными в Республике Молдова, считаются:
c) доходы в виде прироста капитала, полученные от реализации недвижимого имущества, находящегося в РМ, определенные согласно статьям 37–39;
d) доходы в виде прироста капитала, полученные от реализации имущества, иного нежели недвижимое (за исключением товарно-материальных запасов), если покупатель является резидентом, определенные согласно статьям 37–39;».
Поэтому для разрешения противоречия, необходимо специально оговорить в статье 90 НК об удержаниях с покупки у физических лиц капитальных активов или отменить вышеуказанный пункт ОБНП.
Есть другой способ злоупотребления налоговым правом — это уклонение от ясных ответов (разъяснений). Возьмем, например, ситуацию с НДС. Есть облагаемые поставки, есть освобожденные поставки, а есть поставки, не являющиеся объектом обложения (раздел 28.7 ОБНП). Мы видим, что к поставкам, не являющиеся объектом обложения, относятся штрафы между предприятиями, дивиденды, доходы от совместной деятельности, передача собственности при реорганизации и т.д. А сумма процентов, полученная от предоставления займов между предприятиями, является ли объектом обложения НДС? Ясного, вразумительного ответа нет. А как тогда считать сумму зачета НДС при смешанных поставках, когда нет четких границ между облагаемыми, освобожденными и всеми прочими поставками?»

(окончание следует)

Значение разъяснений ГНС
для уменьшения налогового
риска предприятий

Сергей Темрин
директор аудиторской компании «Concept»

(Окончание. Начало в «БНК», 2017 № 11)

Процедура обжалования разъяснений ГНС во внесудебном порядке
В лит. ”b)» статьи 6 (8) НК одним из принципов налогообложения провозглашается принцип «достоверности налогообложения» – содержание ясных юридических норм, не допускающих произвольного толкования, ясность и точность сроков, методов и сумм уплаты для каждого налогоплательщика, позволяющие им легко проследить воздействие своих относящихся к финансовому менеджменту решений на их налоговое бремя. В соответствии со статьей 11 (1) НК «все сомнения, возникающие при применении налогового законодательства, должны толковаться в пользу налогоплательщика». К сожалению, в правоприменительной практике трактовки налогового законодательства это положение Налогового кодекса практически не применяется.

Насколько принципу «достоверности налогообложения» отвечает, например, Приказ ГНС № 453 от 16.11.17 г., который на вопрос, принимаются к вычету в налоговых целях расходы по дистрибуции/логистике (п. 29.1.3.1.28 ОБНП), отвечает следующее: «расходы, связанные с услугами дистрибуции/логистики, разрешаются к вычету в налоговых целях в случае, если они будут расценены как необходимые и обычные, понесенные исключительно в рамках предпринимательской деятельности».
Насколько данный Приказ содержит «ясные юридические нормы, не допускающие произвольного толкования»?

Мы нарушаем и еще один принцип налогообложения, сформулированный в статье 6 (8) НК, - принцип «эффективности налогообложения» (лит. «е»), который означает «взимание с минимальными затратами наиболее приемлемых для налогоплательщиков налогов (пошлин) и сборов». Мы, напротив, имеем в ряде случаев бюрократический произвол, большие расходы на налоговое администрирование как Госналогслужбы, так и налогоплательщиков, разорительные штрафные санкции.
Какие же на сегодня существуют возможности у налогоплательщиков обжаловать во внесудебном порядке письменные разъяснения ГНС?
В Главе 17 «Обжалование» Налогового кодекса (статьи 267 — 274) обжаловать налогоплательщик может решение ГНС, решение ГНС по принудительному исполнению налоговых обязательств и т.д. Иными словами, напрямую в Налоговом кодексе не прописана процедура обжалования письменных разъяснений ГНС во внесудебном порядке.
На взгляд автора, обоснованная жалоба налогоплательщика на письменное разъяснение ГНС, констатирующая нормы, допускающие произвольное толкование, должны рассматриваться, и у налогоплательщика должно быть право оспаривать (обжаловать) спорные, неоднозначные разъяснения ГНС.
В существовании ясных и определенных налоговых правил должны быть заинтересованы не только налогоплательщики, но и Налоговая служба. Однозначность положений налогового законодательства обеспечит правильное понимание и применение Налогового кодекса налогоплательщиками. Введение проработанной процедуры обжалования разъяснений ГНС во внесудебном порядке позволит сократить область спорных положений в НК, снизить возможность произвольного толкования оспариваемых налоговых норм и повысит уверенность налогоплательщиков в своих действиях.

Роль Консультативного совета при рассмотрении жалоб
В соответствии со статьей 132.2 (6) НК «при Государственной налоговой службе действует консультативный совет, формируемый из сотрудников Государственной налоговой службы, квалифицированных специалистов и ученых в налоговой, финансово-экономической и правовой сфере. Деятельность консультативного совета определяется положением, утвержденным директором Государственной налоговой службы. Основная задача консультативного совета состоит в решении вопросов методического характера и разрешении возникающих при применении налогового законодательства разногласий путем применения положений, предусмотренных частью (1) статьи 11».
Данный Консультативный совет мог бы стать руководящим органом при разработке и внедрении процедур обжалования разъяснений ГНС во внесудебном порядке.
Более того, целесообразно, чтобы Консультативный совет внедрил онлайн-сервис «Решения по жалобам». Этот Интернет-сервис будет представлять собой информационно-справочную систему, которая позволяет осуществлять поиск решения по заданным параметрам: налог, тема налогового спора, статья НК, категория налогоплательщика.
Анонимность или определенность названия налогоплательщика в этой базе должна определяться по желанию налогоплательщика – заявителя.

Прецедент в налоговом законодательстве
Скептики скажут, что Молдова не является страной прецедентного права, и какую роль тогда могут играть судебные решения. Прецедентное право существует только в англосаксонских странах. Это мнение на самом деле далеко от действительности.
Александр Верещагин, доктор права Университета Эссекса, отмечает (http://www.forbes.ru/column/47477-prets ... i-v-rossii.), что роль законодательства в англосаксонских странах колоссальна и вряд ли уступает роли его в странах континентального права (Германии, Франции, России и др.). Обязанность же судов следовать прецедентам не установлена в Англии и США никаким законом или конституцией – это лишь обычай, который воспринимается всеми как нечто само собой разумеющееся: если суд однажды так решил, то понятно, что и в другом сходном деле он тоже должен так решить. Иное означало бы, что право применяется непредсказуемым образом и неодинаково по отношению к разным лицам. Суды стран континентального права слово «прецедент» стараются не употреблять. Но неприменение слова не означает отсутствие явления. В странах, исповедующих континентальное (статутное) право, закон всегда первичен, а все прецеденты являются именно «прецедентами толкования». Принцип равенства граждан РМ перед законом закреплен в статье 16 Конституции РМ. Это означает на практике, что судить в Республике Молдова должны одинаково и в Бричанах, и в Кишиневе, и в Тараклии. Иными словами, на всей территории страны суды в своих решениях должны придерживаться единой правоприменительной практики. Разнобоя в судебной практике быть не должно.
Известный российский налоговый юрист Сергей Пепеляев считает, что «трансформация судебно-арбитражной практики в прецедентном направлении требует внедрения в эту практику различных институтов и инструментов, свойственных прецедентной системе. Без них судебный прецедент перестает выполнять стабилизирующую роль и становится фактором непредсказуемости, который будоражит предпринимательский мир и ухудшает инвестиционный климат»(Налоговед», 2012, №9.).
Судебные решения по налоговым спорам должны служить ориентиром для принятия правильных решений налогоплательщиком в аналогичных ситуациях.

Обжалование письменных разъяснений ГНС в судебном порядке
Могут ли судебные инстанции отказать в иске налогоплательщику на обжалование разъяснений ГНС? Вполне. Аргументы на отказ в иске могут быть следующие:
- разъяснения ГНС не являются для налогоплательщика обязательными (нормативными);
- разъяснения ГНС носят информативный, пояснительный характер;
- разъяснения ГНС не изменяют права и обязанности налогоплательщиков.
Иными словами, права налогоплательщиков не нарушены, и при чем здесь суд.
Действительно, письменные разъяснения ГНС формально необязательны для налогоплательщиков. При налоговом контроле должностные лица подразделений ГНС руководствуются письменными разъяснениями, и акты официального толкования Налогового кодекса, по сути, приобретают нормативный характер для неопределенного круга налогоплательщиков. Таким образом, письменные разъяснения ГНС оказывают регулирующие воздействие на права налогоплательщиков.
Какой суд, в каком составе должен рассматривать обжалование разъяснения ГНС? При оспаривании разъяснений в судебном порядке важна специализация судей. Возникает даже вопрос о создании в стране специализированного Налогового суда.
На кого должно распространяться судебное решение по индивидуальному спору о недействительности разъяснения ГНС? Решение суда по индивидуальному спору обязательно только для участников судебного процесса. Получается для остальных налогоплательщиков оно не распространяется. Правовое решение суда должно быть шире, оно должно распространяться на всех. Такой системный подход, учитывая, что мы выше говорили о прецеденте, позволит резко сократить количество налоговых споров из-за неправомерных разъяснений (снимет возможность многочисленных штрафных доначислений) и повысит уверенность налогоплательщиков в своих действиях.
Целесообразно детально прописать в Налоговом кодексе процедуру обжалования письменных разъяснений ГНС в судебном порядке.
Создание интернет-сервиса «Судебные решения по налоговым спорам» позволит исключить появление неправомерных разъяснений ГНС, противоречащие судебным решениям по налоговым спорам.

Выводы
1. Письменные разъяснения ГНС обязательны для исполнения структурными подразделениями Госналогслужбы, а значит, непосредственно касаются налогоплательщиков. В результате, письменные разъяснения можно признать подзаконными актами с нормативными свойствами. По сути, письменные разъяснения ГНС являются источниками налогового законодательства.
2. Учитывая, что письменные разъяснения ГНС самым прямым способом влияют на правоприменительную практику налогового контроля, необходимо в Налоговом кодексе регламентировать процедуры обжалования письменных разъяснений в досудебном и судебном порядке.
3. Целесообразно создать новые сервисы «Решения по жалобам» (досудебное рассмотрение) и «Судебные решения по налоговым спорам». Эти Интернет-сервисы будут представлять собой информационно-справочные системы, которые позволят осуществлять поиск решения по заданным параметрам: налог, тема налогового спора, статья НК, категория налогоплательщика.
Сергей Темрин
Зам. Бога по налогам
 
Сообщений: 4590
Зарегистрирован: 23 июн 2008, 14:42
Благодарил (а): 732 раз.
Поблагодарили: 2179 раз.

Re: Что такое ОБ налоговой практики

Сообщение Accountant » 01 окт 2019, 08:30

acc писал(а):Подскажите, а приказы Налоговой посвященные Обобщенная база налоговой практики публикуются в Мониторул офичиал? или только на сайте налоговой?

только на сайте налоговой в соответствии со ст. 133 (1) 8 НК
Ordinea contabilităţii este pentru cârmuire lege sacră. Napoleon Bonaparte
Аватар пользователя
Accountant
Зам. Бога по налогам
 
Сообщений: 13522
Зарегистрирован: 10 янв 2009, 00:28
Откуда: Balti
Благодарил (а): 2161 раз.
Поблагодарили: 6111 раз.


Вернуться в Общие налоговые вопросы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Яндекс.Метрика