Во многих законодательных, подзаконных и нормативных актах имеется увязка требований с административно-территориальным устройством республики. В первую очередь, это касается исчисления и оплаты местных налогов, а также сдачи соответствующих отчётов. Зачастую у бухгалтеров возникают вопросы: что считать административно-территориальной единицей (АТЕ) и куда перечислять налоги? Казалось бы, если НК требует перечислять местные налоги в бюджет соответствующей АТЕ, следует проконсультироваться с
ЗАКОНом Nr. 764 от 27.12.2001
об административно-территориальном устройстве Республики Молдова
и все вопросы должны отпасть сами собой.
На практике, к сожалению, при чтении Закона вопросы не отпадают, а только множатся. В частности, перечень видов АТЕ установлен в ст.4.
Ст.4. - (1) Территория Республики Молдова в административном отношении подразделяется на административно-территориальные единицы: районы, города и села.
Сразу возникает дилемма: перечислять местные налоги в бюджет села, которое является одной из АТЕ, или же перечислять налоги в бюджет района, который тоже является АТЕ, в состав которой входят города и сёла, являющиеся другими АТЕ? Какие АТЕ более достойны собирать местные налоги?
Муниципии в перечне типов АТЕ не упомянуты. Значит муниципии - не АТЕ. Статусом АТЕ обладают только города и сёла, входящие в состав муниципия. Но! Читаем закон дальше:
Ст.7. - Муниципий является населенным пунктом городского типа
Значит муниципий = город = АТЕ. И опять получаем матрёшку: в состав города типа "муниципий", являющимся АТЕ, входят другие города и сёла, также являющиеся АТЕ и становится совершенно непонятно когда идёт речь о всём муниципии, а когда - только о городе, когда имеется в виду АТЕ типа "муниципий", а когда - конкретная местная АТЕ.
Читая закон дальше, находим следующие статьи:
Ст.13. - Муниципии и административно-территориальные единицы, входящие в их состав, представлены в приложении 2
Ст.14. - Районы и административно-территориальные единицы, входящие в их состав, представлены в приложении 3
Здесь в неявном виде проводится противопоставление между муниципиями и АТЕ, между районами и АТЕ. Как будто районы и муниципии не следует считать АТЕ. Таким образом ст.14 отчасти противоречит ст.4, в которой районы в явном виде были названы АТЕ. А ст.13 противоречит ст.7 и ст.4, в которых муниципии приравниваются к городу, являющемуся одним из типов АТЕ.
В итоге, для устранения целого ряда противоречий, нестыковок и неточностей (это на трёх-то страничках!), неоднократно переписанный и многократно исправленный закон предлагаю переписать ещё раз.