Сергей Темрин » 06 дек 2011, 14:40
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЛАНКОВ НАЛОГОВЫХ НАКЛАДНЫХ СУБЪЕКТАМИ, ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ НДС, ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЛАГАЕМЫХ ПОСТАВОК
Из отчета Счетной Палаты N 60 от 26 сентября 2011 года «По Отчету аудита доходов, администрируемых Государственной налоговой службой в 2010 году»
В соответствии с Постановлением Правительства №294 от 17.03.1998/8, одной из задач Главной государственной налоговой инспекции является централизованное издание налоговых накладных с защитными символами, серией и номером, а также их регистрация, учет, хранение и выдача за плату субъектам посредством Государственных территориальных налоговых органов исключительно за подписью лиц, уполномоченных в соответствии с уставом, при наличии доверенности и сертификата о присвоении фискального кода.
Положения о понятиях налоговой фактуры, выдаче, учете, использовании и юридической ответственности при злоупотреблении в использовании налоговых накладных предусмотрены статьями 93, 117, 117/1, 257 Налогового кодекса.
Аудитом были осуществлены проверки в УНА Чентру, Ботаника, Буюкань и Чокана ГНИ по мун. Кишинэу порядка выдачи, учета остатков и контроль над использованием налоговых накладных фирмами, ставшими фантомами в 2010 году, вследствие чего был установлен ряд недостатков и нарушений:
Анализ данных информационной системы ГНС, проведенный аудитом, установил некоторые ошибки в администрировании и учете налоговых накладных.
Так, как показали данные информационной системы на 11.10.2010 и, соответственно, на 29.10.2010 ООО “Revolvex” (администрируется ГНИ по мун. Кишинэу, УНА Чокана), аннулированный как плательщик НДС 13.10.2010, выписал 2 налоговые накладные (серия XT №4297190 и №4297191) на общую сумму 2549,6 тыс. леев, в том числе НДС в сумме 424,9 тыс. леев ООО “Baltpost” (администрируется ГНС Стрэшень). Ранее, 28.05.2010, бланки этих накладных были куплены в налоговом органе ООО “Inil Trans” и принадлежали ему (находится на учете в ГНС Анений Ной), которое 27.10.2010 было объявлено фантомом, а 1.11.2010 было аннулировано как плательщик НДС.
Другие подобные случаи, установленные аудиторской группой, представлены в таблице №3 приложения.
Проведенными ГНС проверками на основе материалов аудита были установлены ошибки, допущенные указанными в таблице экономическими агентами в результате неправильного отражения в приложении к Декларации по НДС, в том числе и покупателями, серии и номера налоговых накладных, а также допущенные ГП “Fiscservinform” ошибки при вводе данных, неправильным указанием в накладных отдельными поставщиками фискального кода. Как отметили ответственные лица ГНС, в этих случаях поставщики и покупатели, виновные в допущенных ошибках, были санкционированы.
Выдача экономическими агентами налоговых накладных до даты их получения в налоговом органе
Так, 16.07.2010 ООО “Revolvex” купило в налоговом органе бланки налоговых накладных серии KX №6198555, №6198556, №6198558, №6198560, а поставки по этим накладным в адрес ООО “Baltpost” были датированы 12.07.2010 и, соответственно, 5.07.2010, 1.07.2010 и 21.06.2010. Общая сумма осуществленных сделок составила 5632,8 тыс. леев, в том числе НДС - 938,8 тыс. леев.
В этих условиях налоговый орган не осуществил налоговую проверку в части определения правильности осуществленных сделок.
Проверками, проведенными аудиторской группой, установлены случаи, по которым ГНС не располагает достоверной информацией и, соответственно, и четким учетом остатка налоговых накладных у экономических агентов на дату получения других бланков налоговых накладных по поданным заявкам.
В этом отношении отмечаем случай экономического агента ООО “Valil Grup” (включен в список фирм-фантомов 6.09.2010). Так, в информации, представленной УНА Буюкань указано, что на момент приобретения 31.03.2010 бланков налоговых накладных серии KX №4825201-4825400 в количестве 200 штук и 15.04.2010 – серии KX №4973901-4974000 в количестве 100 штук, остаток неиспользованных налоговых накладных составлял 22 штуки. Изучив данные системы учета ГНС о проданных бланках строгой отчетности и об осуществленных поставках по налоговым накладным, аудиторская группа установила, что фактически на тот момент остаток неиспользованных бланков составлял 49 штук, которые были куплены этим экономическим агентом в ГНС 26.10.2009.
Вместе с тем из общего количества купленных 31.03.2010 и 15.04.2010 в налоговом органе 300 бланков не были использованы 31 штука. Исходя из имеющегося остатка 49 бланков и неиспользованных бланков из вновь полученных, на дату завершения аудита общий остаток неиспользованных бланков составлял 80 штук.
Аналогичные случаи были установлены и по другим фирмам, администрируемым УНА Чентру, Ботаника и Буюкань, которые представлены в таблице №4 приложения.
Аудиторская группа, проанализировав информацию, представленную ГНС, установила, что из общего количества 1454 налоговых накладных, приобретенных в налоговых органах 19 экономическими агентами, включенными в список фирм-фантомов в 2010 году, 343 бланка, полученные по их последним заявкам, не были использованы, что ведет к риску их использования в хозяйственном обороте и что может принести ущерб национальному публичному бюджету.
Кроме того, в этом контексте аудитом установлено, что ГНС не разработала порядок информирования налогоплательщиков о купленных, но не использованных налоговых накладных фирмами-фантомами и субъектами, аннулированными в качестве плательщиков НДС, а также о возможных правовых последствиях вследствие проведения хозяйственных операций на основе этих документов.
Аудитом также выявлено, что ГНС предоставила право некоторым экономическим агентам, аннулированным как субъект обложения НДС и включенным впоследствии в список фирм-фантомов, самостоятельной печати налоговых накладных на специальной бумаге с защитными знаками.
Так, Приказом ГГНС №626 от 27.12.2010 “Об утверждении списка экономических агентов, которым в 2011 году предоставлено право самостоятельной печати налоговых накладных на специальной бумаге с защитными знаками”, такое право было предоставлено налогоплательщику ООО “Premer-S.V.”, которое 22.12.2010 уже было аннулировано как плательщик НДС и за период 23.12.2010-25.02.2011 осуществило 95 облагаемых поставок на общую сумму 62130,8 тыс. леев, в том числе НДС в сумме 10104,6 тыс. леев, увеличив необоснованно зачет НДС экономическими агентами, которые осуществили соответствующие сделки с ООО “Premer-S.V.” Указанное предприятие 25.03.2011 было включено в список фирм-фантомов. Из объяснений ответственных лиц ГНС следует, что данный налогоплательщик был аннулирован 12.03.2011 как субъект обложения НДС более ранней датой – 22.12.2010, для исключения нанесения ущерба бюджету, в то же время в других случаях (ООО “Tapet”, ООО “Bricevic Agro”, ООО “Inil Trans”) не был применен такой порядок.
Выводы. Несмотря на то, что ГГНИ в течение 2010 г. предприняла ряд мер по учету налоговых накладных, ГНС в этот период сталкивалась с некоторыми проблемами в налоговом администрировании, связанными с мониторингом учета и надлежащего использования налоговых накладных некоторыми субъектами налогообложения, включенными ГНС в список фирм-фантомов в указанном периоде. Предпринимаемые ГГНИ и Управлениями по налоговому администрированию в этом направлении меры, по предписаниям нормативных актов, в том числе и внутренних, не всегда являлись адекватными, без наказания лиц, виновных в налоговых нарушениях, касающихся порядка хранения, учета и использования бланков налоговых накладных при осуществлении облагаемых поставок.
Рекомендации.
14. Изучить создавшуюся ситуацию, отмеченную аудитом, и осуществить аналогичные налоговые проверки во всех УНА ГНС по мун. Кишинэу и ГТНИ в части правильности и законности выдачи, учета и использования налоговых накладных фирмам, объявленным в 2010 году фантомами, с принятием мер, предусмотренных законодательством.
15. Принять меры по наказанию лиц, виновных в налоговых правонарушениях, связанных с порядком хранения, учета и использования бланков налоговых накладных при осуществлении облагаемых НДС поставках.
16. Публиковать в Официальном мониторе Республики Молдова и в других средствах массовой информации данные о купленных, но не использованных бланках налоговых накладных фирмами-фантомами и экономическими агентами, аннулированными в качестве субъектов обложения НДС.