Сергей Темрин » 26 июн 2011, 17:48
Вот нашел свою статью для Логос-пресс времен, когда опубликовали проект 5 раздела НК.
ВООРУЖЕН И ОЧЕНЬ ОПАСЕН
Заметки обеспокоенного налогоплательщика
Начальник городской налоговой инспекции обзванивает начальников районных налоговых инспекций.
- Ну, как идет сбор налогов?
- Хреново …
- Да ты не приукрашивай! Говори, как есть!
Из анекдота.
«СТРЕЛЯЙ, Глеб Егорыч, А ТО УЙДУТ ВЕДЬ!!»
«Бухгалтер взял здоровую линейку и стал приближаться к фингвардейцу.
- Немедленно, остановитесь! - потребовал фингвардеец.
Бухгалтер был глуховат и продолжал приближаться.
- Остановитесь! Я буду стрелять! - фингвардеец достал пистолет.
Бухгалтер не слышал. Расстояние между ними неумолимо сокращалось.
Раздался выстрел.»
Это не отрывок из фантастического романа. Это возможная ситуация нашего недалекого будущего. Потому что, приближение к фингвардейцу ближе трех метров после предупреждения об остановке считается посягательством на его личную безопасность (см. ст.141 (4) НК).
Может я не понимаю сегодняшнюю «генеральную линию», но все таки, зачем сотруднику налогового органа пистолет? Аргументы типа «нас в офис не пускает охрана» не годятся. Сотрудника санэпидемстанции тоже могут не пускать. Ему тоже надо дать пистолет!? Если не пускают, вызывайте наряд полиции.
Каратэ и налоги
Прочтите и вдумайтесь: «Сотрудники Финансовой гвардии применяют физическую силу (в том числе специальные приемы единоборств) для предотвращения налоговых преступлений» (ст. 138 НК).
Вообще, налоговые преступления - это, как правило, когда не так посчитал или мало заплатил, это не разбой или грабеж. Что же получается - мы недоплатили НДС, а нам пару приемчиков каратэ - мол, заплатите, ребята!
Ну, нигде в мире не додумались применять каратэ «для предотвращения налоговых преступлений»! Не сдал вовремя декларацию - получи, занизил подоходный - получи! Какие еще у нас налоговые преступления? А, вот! Не удержал «у источника выплаты» - тоже получи.
Это, безусловно, новое слово в теории налогообложения. А какие возможные темы диссертаций - «Роль каратэ в повышении собираемости налоговых платежей» или «Применение физической силы - как фактор повышения сознательности налогоплательщика». Куда там Адаму Смиту и Карлу Марксу!
АУДИО-ВИДЕОАППАРАТУРА ПСИХИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И НАЛОГИ
«Нет ли, Мальчиш, у Красной Армии военного секрета?» Гайдар
Интересно, что такое аудио-видеоаппаратура психического воздействия? В знаменитом фильме «Заводной апельсин» одного преступника насильно «лечат» просмотром фильмов. Его сутками заставляют смотреть убийства, изнасилования и т.д., покуда того не начинает тошнить. Так, наша аудио-видеоаппаратура психического воздействия «из этой оперы»?
Статья 140 НК рассказывает нам, в каких случаях фингвардейцы могут применять аудио-видеоаппаратуру психического воздействия вместе с наручниками, дубинками, парализующими средствами и т.д. Например, «в случаях, когда существуют мотивы для предположения» или «во время пресечения намеренного неисполнения законных требований сотрудников налоговых органов по поводу соблюдения налогового законодательства» («Мы вас предупреждали о соблюдении сроков сдачи налоговой отчетности, а вы до сих пор не принесли. Заметьте, намеренно не соблюдаете налоговое законодательство - так что, пожалуйте в кандалы, а сопротивляться вздумаете - мы вас слезоточивым газиком…»).
НЕЗВАННЫЙ ГВАРДЕЕЦ ХУЖЕ ТАТАРИНА
"Неприятельское нашествие казалось менее страшным, чем прибытие агентов казначейства"
Прокопий Кесарийский, византийский историк VI в.
Господи, а какие права у Финансовой гвардии! Гестапо и НКВД рядом не стояли. Разве во времена Ежова сотрудник НКВД мог войти в дом без санкции прокурора. Нет, не мог. А у нас фингвардеец сможет «если существует информация» (ст.135 “b” НК)!
Фингвардеец теперь просто супермен: надо любой транспорт остановить и обыскать (ст.135 “d”) – пожалуйста; провести дознание и предварительное расследование, если «содержатся признаки, позволяющие предположить (только предположить!) о совершении налоговых уголовных преступлений» - пожалуйста; проверять документы у любого (ст.135 “h”) – пожалуйста; применить физическую силу и оружие (ст.135 “j”), использовать любые чужие средства связи и транспорт (ст.135 “l”) – будьте любезны.
Но это еще не все!
«В целях пресечения нарушений налогового законодательства» и «в целях установления личности лица, своевременного и правильного обеспечения выполнения налогоплательщиками налоговых обязательств допускается задержание лица, личный досмотр, досмотр предметов и транспортных средств и арест предметов, транспортных средств и документов» (ст.142 (1) НК). Права человека, Конституция, Уголовно-процессуальный кодекс. Зачем! А какие изумительные возможности трактовки фразы «в целях правильного обеспечения выполнения налогоплательщиками налоговых обязательств». Другими словами, под любым предлогом человека можно задержать. Любого человека! До 3-х часов, а в исключительных случаях - до 24-х часов.
Единственное, о чем забыли законотворцы, - посвятить пару статей НК вопросам создания изоляторов временного содержания задержанных налогоплательщиков при налоговых инспекциях.
Что говорить, фингвардеец с такими полномочиями - и царь, и бог.
Где уж там опричникам Ивана Грозного!
После таких прав, о таких мелочах как арест имущества в случаях «выявления некоторых признаков незаконной деятельности» и говорить не стоит. Подмигнул директор своему главбуху, а фингвардеец заметил и понял - тут сговор, налицо «некоторые признаки незаконной деятельности». Взял все имущество и арестовал.
«СМОТРИ, БУДУЛАЙ, КАКАЯ КОБЫЛКА ПЕРЕД ТОБОЙ КОПЫТОМ БЬЕТ!»
«Таити, Таити! Нас и здесь неплохо кормят!»
из популярного мультика
И уж совсем непонятно, почему «в случае, когда размер налогооблагаемого объекта, определенного на основании косвенных методов и источников, превышает сумму налогов, документально подтвержденную налогоплательщиком, налоговый орган исчисляет налоги и сборы исходя из размера налогооблагаемого объекта, определенного на основании косвенных методов и источников с применением соответствующих санкций» (ст.169 (5) НК). Какой простор для злоупотреблений!
Представьте, налоговый инспектор при проверке обнаруживает ошибки в бухгалтерском учете. Далее, он косвенным методом или при помощи других источников (считай - «с потолка») выводит вам размер налогооблагаемой базы. Налогоплательщик, в свою очередь, исправляет ошибки и корректирует налогооблагаемую базу, опираясь на документы. «Нет, - говорит инспектор, - мой расчет правильный, а твой, хоть и подтвержден документально, неверен. Смотри статью 169 (5). И штрафы я тебе выведу исходя из своего расчета».
Классная норма! Очень способствует борьбе со взятками!
«МАЛОВАТО БУДЕТ! Маловато!»
"Если вы действуете в нарушении правил, вас штрафуют; если вы действуете по правилам, вас облагают налогом"
Принцип Питера для деловых людей
Главное недоумение в Пятом разделе вызывают поистине драконовские меры наказания. Такое впечатление, что наши законодатели очень хотят, чтобы наша страна осталась вообще без налогоплательщиков.
Приведу пару примеров.
Налоговый инспектор спрашивает у проверяемого: где акт выполненных работ к договору на 2 тысячи лей? Ах, у вас его нет. Что ж, в соответствии со статьей 251 (2) за непредставление необходимых документов штраф на предприятие - 180 тысяч лей и на Вас лично - 3,6 тысяч лей.
Или:
Налогоплательщик уплатил налог вовремя в размере 100 тысяч лей, но банк по своим причинам не осуществил платеж. В соответствии со статьей 254 (3) НК за невыполнение налогового обязательства штраф на налогоплательщика - 300 тысяч лей.
Или:
Налоговый инспектор обнаружил при проверке, что налогоплательщик не отразил в бухгалтерском учете доходы в размере 700 лей. Согласно статье 259 (3) НК штраф от 144 тысяч до 180 тысяч лей.
Получается, что не отразил 500 лей дохода, что не отразил 500 тысяч лей дохода - штраф по данной статье одинаков.
Где элементарная логика? Мера наказания должна всегда соотноситься с тяжестью совершенного правонарушения. И главное, какой человек в здравом уме и твердой памяти при нарушении в тысячу лей будет платить 180 тысяч штрафа?!
Зачем тогда писать, что финансовая санкция «применяется в целях воспитания правонарушителя в духе уважения к законам, а также для предупреждения совершения им или другим лицом новых нарушений» (ст. 229 (1) НК). Какое же здесь воспитание!? Здесь просто материальное уничтожение и стимулирование коррупции.
В главе 15 НК установлено 58 (!) видов наказаний за налоговые правонарушения. Нередки наказания в размере от 10 тысяч до 15 тысяч минимальных заработных плат. Самое смешное (а может и грустное), что нет никаких наказаний (кроме абстрактного «в соответствии с действующим законодательством») для налоговиков. Зато, 20 % от суммы штрафов идут на материальное стимулирование сотрудников налоговых органов (ст.153 (5) НК), 10 % - стукачам (ст.155 НК).
Часто наказания к налоговым правонарушениям никакого отношения не имеют. Например: очень интересная 10-я часть статьи 251 НК - за непредставление документов, удостоверяющих личность налогоплательщика, - штраф 900 лей. А где это законодательно установлено, что необходимо везде носить с собой паспорт?! Или: за нарушение положений (какая точность в формулировках!) об архиве (ст. 263) - штраф в размере от 18 тысяч до 90 (за что?!) тысяч лей.
Состав налоговых правонарушений описан нечетко и противоречиво, что позволяет трактовать их расширительно. Убийственные размеры штрафов наверняка приведут не к пополнению бюджета, а к расцвету мздоимства.
С кем будем танцевать налоговое танго?
"Если хочешь собрать мед, не опрокидывай улей"
Вопросы регулирования взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами - главные в налоговых отношениях. И здесь важно соблюдать паритет прав и обязанностей, нужна система сдерживания и противовесов. Перевес и широкие полномочия одной из сторон неизбежно приведут к кризису всей налоговой системы. Пятый раздел наделяет суперполномочиями налоговые органы и урезает права плательщиков.
Неподобающее отношение к вольным хлебопашцам в свое время обернулось крупными неприятностями для шерифа Ноттингема. Давайте не плодить новых робин гудов! Терпению любого налогоплательщика приходит конец. Он просто переходит в иное качество, недосягаемое для налогового ведомства своей страны, - уходит в подполье, уводит капиталы из страны, прекращает работать. Сегодня - не время усиления налогового давления. Поэтому Пятый раздел НК в своем теперешнем виде не должен быть принят. Удивляет одно, как он прошел первое чтение.
Господа и товарищи депутаты! Остановите этого монстра. На вас последняя надежда. Не забывайте, вы тоже налогоплательщики.
Сергей Темрин
директор аудиторской фирмы «Концепт»