Выскажу-ка и я свое мнение относительно медиации. По крайней мере, в части медиации по гражданским делам (уголовщину не люблю и особо ею не интересуюсь). Так вот, мне мое крайне негативное относительно вообще всего подхода к медиации, который предполагается ввести в действие посредством этого закона.
Что такое медиация по сути своей? Это разрешение споров посредством переговоров с помощью третьего независимого лица, которому обе стороны будут доверять, и тем самым он сможет посодействовать в решении проблемы как человек со стороны со свежим и независимым взглядом на спор.
Что предлагается новым законом? До крайности забюрократизировать процесс медиации. Это касается как процедуры урегулирования споров, так и процесса получения статуса медиатора.
Отдельно остановлюсь на втором моменте. Для того, чтобы приобрести статус медиатора, необходимо проходить курсы, проходить аттестацию, регистрироваться в качестве медиатора и т.д. и т.п. То есть, при желании разрешить спор посредством медиации стороны ДОЛЖНЫ обратиться в аттестованному медиатору. И ни к кому больше.
Но тут есть одно большое НО. Обе стороны должны доверять медиатору. Возможно ли это, учитывая, что медиатор будет для них лицом незнакомым. Можно ли полностью довериться (а именно от этого зависит успешность процесса медиации) совершенно незнакомому лицу? Лично я вряд ли смог ему доверять.
Доверие у сторон скорее всего будет к тому человеку, которого они оба хорошо знают, либо этот человек пользуется всеобщим уважением, в результате чего доверие к нему будет как у одной стороны, так и у другой. Но я почти уверен, что в 95 % случаев подобным лицом будет тот, кто не будет обладать никаким официальным статусом медиатора.
В моей жизни, например, есть человек, которому доверяю и я, и моя супруга, и наверняка, если бы мы нуждались в независимом посреднике, мы обратились бы именно к нему, потому что в силу своего жизненного опыта он смог разрешить спор, как никто другой. Но этому человеку никогда не придет в голову проходить курсы, идти и аттестироваться при Минюсте и т.д.
То есть наиболее эффектино, по моему мнению, услуги медиации окажет именно не профессиональный медиатор. Лично я считаю всю систему медиации, построенную на необходимости подхода к ней как к самостоятельному виду деятельности, неэффективной. И соответственно, ненужной.
Далее, а возможно ли проведение медиации, т.е. разрешение спора с участием посредника и без этого закона? Конечно, возможно. Кстати, это именно то, что делают в криминальных структурах, прибегаю к помощи авторитетов при решении тех или иных конфликтов.
Тем более что есть закон об арбитраже. Ведь арбитражи существуют не только при каких-то организациях, как например, ТПП. Арбитраж с участием даже одного арбитра может быть создан для разрешения конкретного спора (т.н. арбитраж ад хок). То есть, любые конфликтующие стороны, если у них есть желание действительно разрешить спор мирным путем без суда (а именно это - необходимое условие медиации), могут обратиться к любому дяде Ване, которому они доверяют, назначить его арбитром, который и решит спор. Более того, решение такого арбитра будет обязательным для обеих сторон (см. Закон о третейских судах).
Если все это можно делать и без аттестованных медиаторов уже сейчас, нафига нам этот закон? Есть у меня предположение, что под этот проект были получены гранты (а на подобные проекты гранты выдаются с большой охотой). Были потрачены деньги, возможно немалые, на "исследования" и разработку проектов. И эти деньги нужно было материализовать в виде вот такого закона.
Вот!
ЗЫ. Написанное в этом сообщении не перечитываю (т.к. много
). Поэтому если вышло немного сумбурно и с ошибками, извиняйте.