Примечания:
Красным цветом выделены положения закона, запрещающие торговлю алкогольной продукцией через арендованные склады, либо при отсутствии собственного склада площадью не менее 500 квадратных метров.
Зелёным цветом выделены положения закона, содержащие лицензионные условия для получения лицензии на реализацию алкогольной продукции, допускающие наличие арендованного склада.
О производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции
Закон Республики Молдова
N 1100-XIV от 30 июня 2000 года
(Monitorul Oficial N 130-132 от 19 октября 2000 года)
(Monitorul Oficial N 98-99 от 15 июня 2010 года)
Статья 5. Ограничения
(2) Запрещается:
е) оптовая реализация упакованной алкогольной продукции через арендованные специализированные склады, за исключением пива и напитков на основе пива;
Статья 13. Лицензирование производства, реализации, хранения и импорта этилового спирта и алкогольной продукции
(2/1) Заявитель лицензии на хранение, оптовую реализацию и импорт этилового спирта и алкогольной продукции должен соответствовать следующим требованиям:
a) владеть на праве собственности или имущественного найма специализированными крытыми и огражденными складскими помещениями (для хранения и оптовой реализации алкогольной продукции);
Статья 28. Специализированные склады
(1) Оптовая продажа упакованной алкогольной продукции, как произведенной в Республике Молдова, так и импортируемой, осуществляется только через специализированные склады, являющиеся собственностью хозяйствующих субъектов, в установленном законом порядке.
(2) Хозяйствующие субъекты вправе владеть специализированными складами при условии, что они:
b) владеют собственными складскими помещениями площадью не менее 500 квадратных метров.
Комментарии:
Законом РМ № 185 от 21 сентября 2017 года (Monitorul Oficial № 371-382 от 27 октября 2017 года) были внесены изменения в Закон «О производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции». Согласно нововведениям, было отменено условие наличия собственного склада площадью не менее 500 квадратных метров, необходимое для выдачи лицензии на право реализации алкогольной продукции. Таким образом, получение указанной лицензии стало возможным и для субъектов, обладающих складами на условиях найма и без ограничения по минимальной площади. Вышеуказанные нововведения были доведены до сведения Лицензионной палаты, которая начала выдавать лицензии заявителям, владеющим складами лишь на условиях найма. Однако, законодатель, изменив ст. 13 Закона «О производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции», не потрудился гармонизировать весь закон под цели нововведения. Таким образом, в законе появились коллизии между положениями статьи 13 и положениями статей 5 и 28, которые запрещают реализацию алкоголя через арендованные склады или требуют наличие собственного склада площадью не менее 500 квадратных метров. Об указанных коллизиях в Лицензионной палате осведомлены, также как и в профильном надзорном органе ANSA. Следует отметить, что ANSA является главным государственным органом, осуществляющим контроль за соблюдением лицензионных условий со стороны участников рынка алкоголя. Тем не менее, в обоих ведомствах, при постановке вопроса о коллизиях, наивно пожимают плечами и утверждают, что можно выдавать лицензии, так как, несмотря на запрет, они руководствуются статьёй 13, которая это разрешает.
Учитывая тот факт, что за нарушение лицензионных условий сумма штрафа равна сумме всего оборота алкогольной продукции за весь период, когда имело место нарушение, можно предположить, что в 2017 году законодатель открыл мышеловку для участников рынка алкоголя, и используя двойные стандарты и выборочное правосудие, что является нормой для молдавской олигархической формы правления, создал инструмент для подчинения или отжимания бизнеса.
Исходя из вышеизложенного, возникает вопрос:
Возможно ли признать выдачу лицензии незаконной, если при оформлении лицензии Лицензионная палата проверила соответствие заявителя всем требованиям закона?